Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Малая Дорога жизни: специальный репортаж ЛенТВ24

С ноября 1941 по декабрь 1944 года по льду Финского залива от Горской на Кронштадт, а далее на Ораниенбаумский плацдарм шли летом суда, а зимой грузовики с продовольствием и боеприпасами для бойцов Красной армии. Эта ледовая трасса сыграла одну из решающих ролей в снятии блокады Ленинграда. Её называют Малой Дорогой жизни.

Обо всем подробнее рассказала корреспондент ЛенТВ24 Лена Петревска.

Этот ледовый путь стал спасением для осаждённого Ленинграда. Уже в первые дни блокады в городе принаняли решение создать трассу для прохода техники по Финскому заливу и обеспечить эвакуацию граждан, а так же доставку боеприпасов, продовольствия, и переброску войск через остров Котлин в Ораниенбаум. 

Вот здесь, на смотровой площадке дамбы мы близко подошли к той самой ледовой трассе. Это 25 километров, от северного берега залива до Кронштадта, а далее туда, на Ораниенбаумский плацдарм. Минуя два фарватера, мимо фортов, на которых стояли зенитные орудия.

Лена Петревска, корреспондент

Северная трасса номер один начиналась у посёлков Лисий нос и Горская и заканчивалась в районе казарм Кронштадта. Как напоминание здесь установлен памятный, - противотанковый ёж. Трасса номер два, южная , шла от пристани рядом фортом Константин до Старой и Новой Ижоры. Обслуживали проход техники и её ремонт три отряда ледово-дорожной службы. Ориентируясь так называемые, проблесковые огни, которые указывали путь, машины шли по льду мимо промоин от разорвавшихся снарядов. 

Были сторожевые посты, которые позволяли быстро контролировать общую ситуацию, и например, организовывать проезд с помощью наведённых мостов, мимо образованных трещин, утонувших машин. Таких в первые недели оказалось около сотни.

Евгений Кобчиков, доцент по военной истории

Тому, как была организована Малая дорога жизни, посвящена выставка в Музее истории Кронштадта. Правила движения по трассе разрабатывались совместно с учёными - гидрографами. Здесь были свои тонкости - в Финском заливе вода не пресная и замерзает хуже чем в Ладоге. К тому же, маршруты по льду постоянно приходилось менять из-за обстрелов. Скорость на ледовой дороге не более 40 километров в час, расстояние между машинами 100 метров. Движение началось 21 декабря, когда толщина льда Финского залива достигла 10 сантиметров.

К середине декабря танки могла перебрасывать. Всего за зиму было переброшено 50 тысяч машин от 1, 5 до 5 тысяч тонн и 110 тысяч человек, в том числе и эвакуировано, 460 тысяч военных.

Евгений Кобчиков, доцент по военной истории

Через Кронштадт следовало всё необходимое для поддержки Ораниенбаумского плацдарма. При этом в самом городе продолжал работать Морской завод. В блокаду на нём не только ремонтируют, но и строят корабли для балтийского флота. Завод был одной из главных целей вражеской авиации. Город постоянно бомбили. Тысячи человек гражданского населения успели эвакуировать по ледовой трассе в Ленинград, а далее по Ладоге - на большую землю. Те, кто не смог уехать оказался ещё в худших условиях, чем жители осаждённого города.

Моя свекровь работала в сто время на хлебозаводе и приходилось малюсенькие кусочки хлеба выносить нелегально, чтобы кормить детей.

Ольга Андреева, житель Кронштадта

В начале войны население Кронштадта - 40 тысяч человек, зимой 44-го чуть больше 9 тысяч. Если не было сил довести тело до морга - его оставляли на льду финского залива. Это называлось морским кладбищем. В большинстве случаев причиной смерти был голод. В начале блокады Кронштадт отдал свои запасы Ленинграду. В город на Неве с военных складов было отправлено более 2 тысяч тонн продовольствия. 

Это касалось продовольствия, которое здесь осталось для горожан и поэтому блокадный паёк здесь был ещё меньше, чем в Ленинграде, о чём у нас, к сожалению не знают. Дети получали у нас не 125. а 100 граммов хлеба в самые жуткие месяцы зимы 41, 42 года.

Евгений Кобчиков, доцент по военной истории

Через город поступает снабжение боеприпасами и продовольствием и на форты Кронштадта. Они выполняли роль брони, ограждая подступы к ледовой трассе с севера и юга Финского залива. Форт Милютин превращён военный склад. На остальных установлены зенитные орудия, которые вели непрерывный бой по вражеской авиации, постоянно наносившей удары по Кронштадту и Ораниенбаумскому плацдарму. 

Как рассказывали ветераны, это был по сути ад. Примерно знаю историю, - стояли зенитки на форте Павел, разбитыми. Представляете, мороз, зима, плохое обеспечение. Приходилось голодать.

Андрей Чебукин, директор Музея макета фортов

Ораниенбаумский плацдарм - это 60 километров по южному берегу Финского залива и 25 километров в глубину. За ним линия фронта. Ледовая трасса связывала плацдарм с Ленинградом. Только по ней возможно поступление продовольствия, вооружения и войск. И по ней же эвакуируют спасающиеся бегством население прилегающих к Ораниенбауму сел.

За зиму 41-42 года дважды прерывалось снабжение, из-за непогоду нельзя было доставить продовольствие, на форту был голод. Поэтому моряки ижорского сектора, в который входили форты Красная горка и серая лошадь, самое непосредственное участие приняли в создании Ледовой дороги жизни. Они жизненно от неё зависели. Её надо было поддерживать в течении года.

Александр Сенотрусов, хранитель Форта Красная горка

Форт Красная горка - сердце Ораниенбаумского плацдарма. Отсюда наносились основные удары по противнику. И именно сюда по Малой дороге жизни было доставлено вооружение, среди прочего 12 дюймовые орудия, с дальностью стрельбы до 42 километров. На ремонт их тоже вывозили по ледовой трассе.

Посмотрим на карту и увидим маленькую надпись Тайменгот. Это выше находится Большая Ижора, здесь в ноябре-декабре будет размещена 2-я ударная армия, прибывшая с Волховского фронта, через Кронштадт. Они здесь тренируются.

Александр Сенотрусов, хранитель Форта Красная горка

Перекинутая по Ледовой трассе на Ораниенбаумском плацдарме 2-я ударная армия готовилась к наступлению в течении 2 месяцев и в ходе операции Январский гром смогла соединится с силами 42 армии, выступившей с Пулковских высот.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была снята. Малая дорога жизни выполнила свою задачу.

Теги: великая отечественная война блокада ленинграда малая дорога жизни
Лента новостей
Все новости