Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Музей «Кобона: Дорога жизни» - память блокадных дней Ленинграда

Мы рассказываем о знаковых для Ленинградской области городах и районах, которые приближали общую Победу. В Кировском районе деревня Кобона оказалась стратегически важным объектом, который сыграл ключевую роль в жизнеобеспечении блокадного Ленинграда, когда кольцо блокады замкнулось в сентябре 41 года.

 Корреспондент ЛенТВ24 Евгения Булатова рассказала обо всем подробнее.

Небольшая деревня Кобона на восточном берегу Ладожского озера на первый взгляд ничем не примечательна. Но именно здесь проходила знаменитая Дорога жизни. Она связывала обессиливший Ленинград с Большой землей. Здесь же в здании бывшей средней школы находится Музей «Кобона: Дорога жизни».

Евгения Булатова, корреспондент

На двух этажах в восьми залах музея разместили несколько тематических экспозиций. Значительная часть посвящена Дороге жизни. Благодаря экспонатам, фотографиям, аудио и видео трансляциям посетители музея максимально погружаются в атмосферу и представляют, как по хрупкому льду Ладожского озера из осаждённого города машины вывозили истощённых людей, поставляли боеприпасы и продукты. 

Мы проводим аудиоспектакли. У нас профессиональные актеры озвучили Книгу памяти и истории из этой книги здесь можно послушать.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

Человек начинает вживаться в эту роль, я видел на экскурсиях реакцию совершенно разную. Люди замолкают, некоторые плачут. Очень сильная вещь получилась.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

Специально ко Дню победы в музее «Кобона: Дорога жизни» готовится к открытию новый мультимедийный макет Кобоно-Кареджского порта, который действовал в годы блокады. 

Задумка этого макета рассказать о грандиозности замысла и грандиозности строительства, которое было здесь развернуто в деревне Кобона.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

Показана местность в разное время года, когда движение шло по льду Ладожского озера и по воде. И разные эпизоды — дома местных жителей, переправа танков, грузчики которые разгружают поезд и зенитные установки, которые защищали эту ледовую переправу. 

Вопрос многих волнует, как немцы видя это все, такое огромное хозяйство, которое было построено, недалеко, это была фронтовая дорога, немецкие позиции находились на расстоянии 12 километров от Дороги жизни, немцы не смогли прервать это все. Здесь был создан противовоздушный район обороны, были поставлены зенитные орудия и небо над Ладожским озером было закрыто.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

Музей бережно хранит память всех героев Дороги жизни. А это зенитчики, грузчики, медсестры, регулировщицы, водители и практически все жители деревни Кобона. 

На этих 28 километрах ледовой трассы работало огромное количество людей. От 16 до 20 тысяч человек. Регулировщиков поставили через километр, через пол километра, потом через 300 метров. В основном это юные девушки, а иногда и дети с кобонской школы. Стояли почти сутки на морозе, конечно им хотелось быть красивыми, они обозначали талию, надевали сапожки, а потом на фотографии видно на ней было надето все, что можно. Шубы, валенки, огромное количество одежды, чтоб не замерзнуть. У них были потрескавшиеся губы, разбухшие носы, для водителей они были богини. Они как орлицы показывали где нужно объехать, где остановиться.

Наталья Сафонова, научный сотрудник музея «Кобона: Дорога жизни»

Самые важные люди Дороги жизни - это водители. Работать им приходилось практически без сна. 

Это заднее стекло кабины полуторки. Во многих воспоминаниях водители которые работали на дороге жизни есть такая история, что они вешали в кабине котелок, в него клали гайки и котелок болтался и мешал им ехать. Они не засыпали. На этом стекле мы обнаружили эти царапины. Это царапины от котелка. Вот таким образом он болтался и натирал глубокие борозды.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

Караваны из легендарных «полуторок» и «зисов» двигались с особой осторожностью и в основном по ночам, чтоб не привлекать и без того постоянные нападения противника с неба. Авианалеты и артобстрелы были их постоянными спутниками. Иногда грузовики проваливались под лед.

Машины идут, 50 машин прошло, нет ни одной трещины разгрузились в Осиновце, возвращается по этой же трассе. Возникает огромная трещина размером с этот зал. Виной всему явление, резонанс колебания. И вот ученые физтеха, они изучили это явление и создали уникальный прибор — прогибограф. Вся эта система совершает колебательные движения от волны вместе со льдом, мимо карандаша движется лента и оставляет график, они с помощью этого графика определяют частоту колебания льда и тут же рассчитывают скорость, С какой скоростью должна ехать машина, чтобы частота колебаний не совпала. Чтоб не было резонанса.

Наталья Сафонова, научный сотрудник музея «Кобона: Дорога жизни»

Благодаря этому уникальному прибору по Дороге жизни ехали караваны не только машин, но и тяжелые танки. Более легкая техника противника уходила под воду, а наши продолжали свой путь по льду. 

Значение самой Кобоны как перевалочной базы для Дороги жизни, оно недооценено. Это действительно была самая важная, самая большая база снабжения Ленинграда. И когда сюда пришла железная дорога, смертность в Ленинградке начала снижаться. И снабжение Ленинграда было увеличено благодаря Кобоне.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

Вся территория вокруг Кобоны — это уникальная историческая местность. Местные энтузиасты продолжают доставать артефакты войны со дна Ладожского озера. Есть постоянная археологическая экспедиция. В реставрационных мастерских несколько автомобилей, которые специалисты совсем скоро «поставят на колеса». 

Уникальнейший объект, поднятый со дна Ладожского озера, в 2018 году мы его нашли подняли. Сейчас в стадии восстановления, готовится к запуску. Это грузовик ЯГ4. Это самый большой грузовик довоенного периода. Он за раз мог перевозить пять тонн. И он работал на Дороге жизни. Это уникальный объект, которого в других музеях вы не найдете. Он доведен до ходового состояния, двигатель готов к запуску. Остались небольшие доработки.

Сергей Марков, заведующий музеем «Кобона: Дорога жизни»

В перспективе у энтузиастов создать вокруг Кобоны масштабный военно-исторический центр, посвященный Дороге жизни. 

Теги: музей дорога жизни кировский район
Лента новостей
Все новости