Детский сад в Петербурге помогает адаптироваться детям с аутизмом
Официальные данные сильно разнятся с реальным положением дел. По официальной статистике, в Петербурге всего около 600 детей имеют диагноз «истинный аутизм». По другим данным, их должно быть от 10 до 20 тысяч.
Корреспондент ЛенТВ24 Евгения
Булатова подробнее о том, как создается инклюзивная среда для таких ребят на
базе одного петербургского детского сада.
Обычный государственный Детский сад номер 53 Фрунзенского района Петербурга, единственное в городе, да и России дошкольное учреждение, которое реализует программу инклюзивного образования для детей с аутизмом.
Евгения Булатова, корреспондент
Каждое утро 5-летняя Даниела Горлова приходит в свой любимый
детский сад с мамой или папой. Посещать его девочка начала, когда
ей только исполнилось 3 года. Даню встречает тьютор. Внешне
ребенок ничем не отличается от остальных ребят.
В полгода Маргарита заметила, что с дочкой что-то не так. Девочка не
смотрела в глаза, невозможно было сфокусировать ее внимание, не
откликалась на имя. Специалисты успокаивали молодую маму и
уверяли - выводы делать рано. Шли месяцы, а особенностей
появлялось все больше. Первое тестирование провели в 2,5 года в частной организации. Тогда выдали документ, где
подтвердили, что у ребенка есть высокий риск расстройства
аутистического спектра. Потом, совершенно случайно, родители узнали
про этот детский сад.
Этот садик вообще уникальное место, здесь я могу не волноваться по поводу того, что с ребенком обязательно будут занятия. Я уверена, что здесь с ребенком знают, что делать. Это уникальное место. Надо обязательно что-то делать. Если мама видит и чувствует, что с ребенком что-то не так, то очень важно с такими детками вовремя оказать раннюю помощь. Это большой процент, это залог успешной реабилитации в будущем. Вовремя оказать помощь. Не нужно слушать врачей, консьержек, соседок, подружек, которые говорят, заговорит и все будет хорошо.
Маргарита Горлова, мама Даниелы Горловой
Первый год трехлетние малыши с такими особенностями развития
посещают ресурсную группу, в которой всего 5-6 человек. Занимаются
по 3 часа в день. Специальная терапия формирует навыки
сотрудничества, коммуникации и общения, дети учатся слушать
взрослого и выполнять задания.
Как правило, дети с подобным диагнозом не хотят разговаривать.
Здесь для коммуникации придумали карточки с визуальной
поддержкой. Картинки помогают упорядочивать действия и выражать
желания. Такие карточки сопровождают везде. Следующий этап —
просить это проговаривать.
После обретения и закрепления навыков ребята попадают в общий
коллектив. В детском саду номер 53 Фрунзенского района четыре таких
инклюзивных группы. Всего в саду сейчас 14 ребят, которых
сопровождают тьюторы. Для детей с нарушением развития очень
важно находиться в обычной среде. Более того, это взаимно полезный
процесс. Воспитание толерантности и принятия.
Это не плохо для обычных детей, они знают как взаимодействовать, как помочь человеку с таким диагнозом, просто на улице. Будучи взрослыми они будут знак как помочь.
Надежда Саушкина, воспитатель инклюзивной группы детского сада № 53 Фрунзенского района Петербурга
В 2016 году в этот детский сад пришли сразу 2 ребенка с
расстройствами аутистического спектра. Коллектив начал учиться
работать с такими детьми. Помочь вызвался фонд «Обнаженные
сердца». Педагоги прошли стажировку. Теперь все специалисты, от
воспитателей до помощников, владеют навыками общения с ребятами
с особенностями развития.
Сейчас специалисты уже владеют программами по сопровождению родителей, игровыми тренингами для детей с аутизмом. Заработал консультативный центр. Вот на сегодняшний момент мы посчитали только за этот год в консультативный центр обратилось более 120 семей. Это очень много в рамках одного учреждения.
Надежда Третьякова, директор детского сада № 53 Фрунзенского района Петербурга
За 6 лет детский сад выпустил 39 человек из инклюзивных групп,
32 семьи получили помощь в группе «Ранняя пташка». Но в Петербурге
да и в России пока очень мало центров и специалистов, которые бы
занимались и помогали детям с особенностями развития. В нашей
стране пока слабо развита инклюзия. А статистика стремительно
растет. По официальным данным, на 44 ребенка выявляется один с
аутизмом.