В полях Ленобласти осенью могут открыться многочисленные продуктовые магазины
Чиновники уверены, это снизит уровень
цен не только на овощи и фрукты, но и на животноводческую
продукцию. У фермеров отпадет необходимость оплачивать доставку
своих товаров до покупателя. Впрочем, сами фермеры не столь
оптимистичны. Почему, разбирался корреспондент ЛенТВ24 Валерий Фенёв.
Трактор, когда-то обрабатывавший поля советского колхоза
миллионника, теперь бороздит 25 гектаров фермера Юрия
Фионова. Готовит территорию под будущие посевы. Уже продан
урожай клубники, созрели огурцы, бахчевые вот-вот будут готовы, а
рядом собирают и сортируют картофель.
Сейчас эта картошка идет от 50 до 80, а отборная по 100 рублей. Вы считаете, это дорого? -Дорого, дорого.
Юрий Фионов, фермер
Его урожай - экопродукт, ручной труд, никаких пестицидов. Себестоимость
килограмма картофеля рублей 60, так что наценка не велика.
Да и по такой цене его продукты разберут, уверен Юрий.
Торговля фермерской продукцией с полей велась и раньше. Всем знакомы сельские объявления вдоль автотрасс: домашняя птица, свежее мясо, молоко. Но это была полулегальная торговля. Часть продукции фермеры сбывали через интернет, кто-то привлекал внимание вот такими рекламными билбордами. Инициатива российского Минсельхоза выводит эту сферу из тени.
Валерий Фенев, корреспондент ЛенТВ24
К его импровизированному магазину приезжают каждый день.
Хотя Юрий уверяет: разрешение на торговлю без отрыва от
производства его фермерское благополучие не сильно улучшит. Тем
более, если сбывать в розницу. Добраться до хозяйства в 50 километрах от Петербурга удобно разве что на машине. Автобусы ходят лишь в выходные. Так что лучше они к нам.
Торговать надо в городе. Ближе к покупателю, к тому покупателю, который готов покупать нашу продукцию. Человек со средним или хорошим достатком, потому что надо признать, что фермерская продукция дорогая. Мы производим экопродукцию, где много физического, ручного труда. И химозой, соответственно, мы почти не пользуемся.
Юрий Фионов, фермер
Впрочем, у инициативы Минсельхоза есть и иная сторона. Фионовы в
городе держались с трудом, помогали еженедельные ярмарки в
Кудрово. Рынок охраняли, администрация к продаже не допускала,
как говорит Юрий, “лишний людей”. Лишние, это с городских овощебаз,
- под видом фермерских продавали свои овощи. В других
потенциально прибыльных местах с конкуренцией овощебаз не
совладать.
Они работали и работают. Ценник одного места - 60 рублей в месяц. Они проплачивают 60 тысяч, и они спокойно работают, и практически их никто не трогает. Шестьдесят тысяч рублей кто берет? - Берет тот, кто имеет возможность не трогать и предоставлять.
Юрий Фионов, фермер
Невестка Юрия Татьяна этим
летом привезла по заказу покупателям партию клубники. Однако в
момент расчета появился мужчина в татуировках.
Подъехали неизвестные мужчины, их было трое человек, и, если говорить коротко, запретили нам отдавать заранее забронированные заказы. Они представились якобы представителями МВД и сказали, что мы торгуем в незаконном месте, что у нас нет масок, и что нас здесь быть не должно.
Татьяна Фионова, фермер
Выяснилось, что это подставные ребята, никакого отношения к МВД не имеют, и хотели, чтобы мы уехали и больше не появлялись в Колпино.
Татьяна Фионова, фермер
Вторит Юрию Фионову и владелец рыбного хозяйства Антон Алексеев.
Основной лот его продаж - живой осетр. Работает в основном с
ресторанами, есть контракты и с магазинами. Закупаться приезжают
не к нему в Гатчинский район, а он доставляет деликатесную рыбу
покупателю. Правда, для розничной торговли он все-таки открыл
магазин при хозяйстве. И дальше намерен развивать бизнес путем
открытия все новых своих торговый точек.
В каких-то других вариантах, которые мы тоже рассматривали - через какие-то площадки, через посредников, мы просто приходим к тому, что продукция становится дороже. И ввиду этого она становится низкоконкурентной и малоинтересной для нашего потребителя. Если в цифрах, это выглядит так: мы на свою продукцию делаем наценку до тридцати процентов. Вот моя наценка как сельхозпроизводителя, тридцать процентов. Когда я прихожу и пытаюсь договориться с посредником, чтобы встать на его полку. Он мне говорит - без проблем, но наценка 40-50. На мой вопрос, что я зарабатываю меньше производя, чем вы перепродавая - отвечает: иначе мне не интересно. Я лучше поставлю то, на чем можно сделать 40-50. И это еще хорошо. У меня есть пример, когда мой товар продавали в два, два с половиной раза дороже.
Антон Алексеев, владелец рыбного хозяйства
С одной стороны, инициатива Минсельхоза должна оградить
фермеров от недобросовестной конкуренции. Уж на своем поле они
смогут доказать, что на прилавке их продукция. Впрочем, не все так
однозначно. Разрешение на торговлю с полей требует
дополнительных уточнений.
Сходил в магазин, купил. Встал около поля, сказал: это моя картошка. - Нет, конечно. Вопрос в принадлежности, чтобы проверить, имеет ли этот человек принадлежность к земле. Это обязательно должно быть.
Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов СПб И ЛО
Фермер никогда не сможет конкурировать по бройлером, мы берем птицу, товары широкого потребления, то есть осетрина товар не широкого потребления. Фермер никогда не сможет сделать бройлера дешевле, чем какая-нибудь наша крупная фабрика.
Антон Алексеев, владелец рыбного хозяйства
Даже если все фермеры начнут торговать с полей, и в связи с
возросшей конкуренций снизят отпускные цены - на стоимость в
магазинах это не сильно повлияет. Не исключено, что первыми в
хозяйства придут перекупщики, а дальше по отработанной схеме.
Морковь с поля идет по цене 20 рублей за килограмм. На полках магазинов она доходит до 70. Это вопрос к фермеру?! Молоко уже больше пяти лет закупается по 26 рублей, на полках цена давно 60-70 рублей. Еще раз - это вопросы к фермеру производителю?!
Михаил Шконда, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов СПб И ЛО
Фермерские продукты, несмотря на инициативу федеральных
чиновников, по прежнему останутся товаром не для всех. В основном
для тех, кто готов переплатить за качество. Не факт, что удастся
заманить покупателя к себе в хозяйство, куда даже добраться
проблематично.