Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В феврале 2022 отмечается 79-летие со дня окончания строительства Дороги Победы

В январе 1943 года сразу после прорыва блокады началось строительство Дороги Победы — 33-километрового железнодорожного полотна, которое связало Ленинград с остальной страной по суше и заменило Дорогу жизни. Ветку проложили за 17 суток.

Обо все подробнее рассказал корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

Сумасшедшие красные машинисты гоняют свои составы по Луне. Так, по словам сотрудников музея "Дорога Победы", отзывались нацисты о тех, кто ездил по железной дороге там, где воронками от разрывов была усеяна Ленинградская земля. Всех их не иначе как героями не назовешь. Мало того, что составы порой расстреливались как мишень в тире, так еще и сама железная дорога уникальна. Строили ее за 17 дней.

Один из авторов чудо-проекта: Георгий Леонардович Тыдман, который до этого возводил железную дорогу через Ладогу. Теперь память о подвиге отца хранит сын инженера-изыскателя Владимир Георгиевич.

Восемнадцатого числа прорвали блокаду. И девятнадцатого числа и строители, и изыскатели, которые прокладывали трассу той дороги, были переброшены в Шлиссельбург на строительство мостов через Неву и прокладку трассы на завоеванном коридоре. Коридор был всего около десяти километров шириной.

Владимир Тыдман, сын Георгия Тыдмана

Владимир Георгиевич отмечает, изыскательные работы вели только в светлое время суток, будучи открытыми для противника. И в этих условиях от инженеров требовалась учитывать не только точность наметки, но и эксплуатацию путей и зимой, и летом.

Временная железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, действовала с февраля 1943-го по март 1944-го и служила как более эффективная замена "Дороги жизни" для доставки грузов в блокадный Ленинград. На некоторых участках дорога пролегала всего в 3-4 километрах от вражеских артиллерийских позиций. Из-за чего получила прозвище "коридором смерти".

Егор Ильченко, корреспондент

В музее подчеркивают, чуть более чем за год по Дороге Победы перевезли 4,5 миллиона тонны грузов. Для сравнения, за этот же период по Дороге Жизни на Ладоге удалось перевести 350 тысяч тонн. Разница больше чем в 10 раз. Вот и целились нацисты по поездам и вагонам чаще, чем по остальному транспорту. 

Из всего бомбового запаса, который был сброшен на Советский Союз фашистами, 44 процента было сброшено на железные дороги. У фашистов была главная задача - уничтожение железных дорог. Но мы когда отступали, мы тоже их уничтожали, если не могли забрать. Что могли, мы забирали. Вплоть до стрелочных переводов, рельсы, шпалы, мосты. И потом все это пригодилось на строительстве Дороги Победы.

Татьяна Демидова, методист отдела по сохранению исторического наследия

Из-за пандемии музейные коридоры сейчас пусты. Однако неподалеку стоит, пожалуй, главный символ Дороги Победы - металлический ветеран. Такие паровозы и тянули за собой составы с жизненно-важными грузами, военной техникой и красноармейцами. Круглосуточное напоминание о блокаде и героизме, на которое можно смотреть, не посещая выставку.

Теги: дорога победы выставка великая отечественная война
Лента новостей
Все новости