Спецоперации посвящены 40% фейков в медиапространстве России
Аналитики фактчекингового портала «Лапша» за неделю выявили 53 уникальных фейка. Суммарно они набрали около 340 млн просмотров. Больше всего недостоверной информации зафиксировали в «Одноклассниках» — 21,7%. Почти столько же — ВКонтакте: 21,3%. На третьем месте Telegram с 15,7%.
Чаще всего фейки связаны с проведением специальной военной операции. Почти 40% недостоверной информации посвящено этой теме. Вторая по популярности тематика — внутренняя политика, а третья — уровень благосостояния жителей.
По теме спецоперации стараются распространять ложные сведения о потерях военной техники и личного состава российской армии. Для этого используют не только выдуманные комментарии, но и постановочные фото и видео. Продолжают выдумывать и сюжеты о преступлениях военных против мирных жителей, мародерстве и обстрелах жилых районов.
В числе популярных фейков последней волны — новости про россиянку, которая устроила фотосессию с урной погибшего супруга-военнослужащего. На саомо деле использовали фотографии гражданки США Дебби Герлах, сделанные в 2018 году. Были и фейки о тюремной энциклопедии для детей и блокировке банковских карт, где оборот превышает 200 тысяч рублей.
В июне 2022 года в специализированные чат-боты «Лапши» поступило более тысячи запросов на проверку информации.