Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Со дня прорыва блокады Ленинграда — 80 лет

В первые часы после прорыва блокады Ленинграда было принято решение проложить по отвоёванной территории железную дорогу для доставки грузов в город. Железнодорожная линия от Шлиссельбурга до станции Поляны была построена за 20 дней. Её стали называть Дорогой Победы. Она проходила в 4 километрах от линии фронта, за год по ней в блокадный Ленинград было доставлено более 440 тысячи тонн грузов.

Корреспондент ЛенТВ24 Лена Петревска рассказала обо всём подробнее.

От посёлка Поляны до Шлиссельбурга 80 лет назад шло беспрецедентное строительство. За 3 недели была проложена спасительная для Ленинграда магистраль. Дорога Победы. Сегодня о ней напоминают разве что, редкие памятники и остатки железнодорожных рельсов.

Это 33 километра пути. С 3 по 20 проходила по участкам узкоколейки, которая проходила участкам узкоколейки была до войны.

Ирина Стоян, директор историко-краеведческого фонда «Люби свой край»

Решение о строительстве дороги на узкой полоске отвоёванной земли, которая заменила дорогу по льду Ладоги, было принято в срочном порядке после взятия Шлиссельбурга. Государственным Комитетом Обороны на стройку №400 был наложен гриф "Секретно". 

В ночь с 18 на 19, в 3 часа ночи, как указывают источники, было оповещено, что заканчивается строительство а Ладоге и вся рабочая сила, вся техника, все до последнего гвоздя перевозится сюда, на эту стройку.

Ирина Стоян, директор историко-краеведческого фонда "Люби свой край"

Почетный железнодорожник Изяслав Персон историей Дороги Победы занимается много лет. Лично знал тех, кто её строил и кто ней работал.

Это было беспрецедентное строительство, в основном ели две бригады, они двигались навстречу друг другу. На помощь им привлекалось местное население, а это в основном женщины. И на их плечи легла задача за 20 дней постройки 33 километров пути.

Изяслав Персон, хранитель музея локомотивного депо

Не только железнодорожное полотно. Были построены мосты через Неву, через реки Назия и Чёрная, вместе с небольшими, более 20 переправ. 

Первым был построен низководный мост на сваях. Вот таким полукругом, дугой он шёл. Это было сделано для того, чтобы модно было идти льду, течение было здесь большое.

Ирина Стоян, директор историко-краеведческого фонда "Люби свой край"

За право провести первый паровоз по Дороге Победы боролись в соцсоревновании. Победителем стал машинист Иван Пироженков. 

Было неизвестно доедут они или нет. Это был как космический полёт Гагарина. Точно так же этот Иван Пироженков вёл этот поезд.

Изяслав Персон, хранитель музея локомотивного депо

На обслуживание Дороги Победы была направлена колонна из 30 паровозов. Количество вагонов каждого доходило до 60. Плюс обязательно прикреплялся специальный, турный, вагон. В нём 2 бригады по 6 человек. Они обслуживали поезд, производили ремонт путей.  

Если паровоз - это их жизнь, - они соответственно за ним и ухаживали как следует, чтобы не подвёл. Они так и говорили. Ну, давай, вывози меня. Когда где-то обстреливали, то ему надо здесь притормозить, а там наоборот ускорить.

Изяслав Персон, хранитель музея локомотивного депо

Эту трассу называли не только Дрогой Победы, но и коридором смерти. Линия фронта проходила всего в 4-5 километрах. 

После каждого рейса это всё записывалось, чтобы те кто пойдут в дальнейший рейс это всё могли прочитать и понять что происходило и каким образом можно избежать катастрофы.

Ирина Стоян, директор историко-краеведческого фонда "Люби свой край"

За год существования дороги её бомбили 1200 раз, сколько погибло железнодорожников точно не известно. По некоторым источникам, более 500 человек. 

Теги: блокада ленинграда великая отечественная война железная дорога
Лента новостей
Все новости