Снижает стресс и улучшает эмоциональное состояние: как мемы влияют на нашу жизнь
Фрагмент интервью Ксении Собчак моментально разошелся по соцсетям. Пользователям такой артистизм показался забавным, и вскоре появились вариации мемов. Например, «та самая тамада от родителей» или вот: «зумер остался с бухгалтером на корпоративе и не может уйти — она же платит ему зарплату».
Если такой танцевальный фрагмент интуитивно понятен большинству, то следующий ролик может вызвать затруднения в понимании. Его считывание требует более глубокого погружения в культурный контекст.
В основе этого мема — образовательные видео про то, какими были овощи и фрукты до вмешательства человека. Далее такая вариация шуток добралась до городов, видов маникюра и множества других вещей. По мнению экспертов, «дикий огурец» и другие абсурдные ролики играют важную роль. Именно они обозначают границы социальных групп.
Распространение мема часто происходит в молодежной среде. Таким образом, они идентифицируют себя таким культурным кодом в среде других возрастных групп. Они говорят: «Мы другие! Мы это понимаем».
Екатерина Щеглова, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
Фольклор — это не только сказки, былины и частушки. Теперь в народное творчество 21 века входят и мемы: здесь и анонимность авторства, и гибкость контента, и отражение массового сознания.
— Какой ваш любимый мем?
— Вот это поворот. Ярко описывает моменты, связанные с происходящим.
«Имя Ибрагим вам о чем-нибудь говорит?» Прекрасное имя. Мой любимый мем — женщина в кандибобере. В 2010 году минские журналисты проводили опрос среди прохожих о самых странных именах. Чуть позже фрагмент интервью набрал миллионы просмотров. Видимо, зрителей зацепили бессвязная речь респондентки и ее необычный вид. Но почему одни ролики становятся популярными, а другие — нет?
Как правило, мемы — социальный ответ на вызовы жизни: в них отражается то, что больше всего волнует пользователей сети.
Например, в ковид мем «Коты Наташи», известная серия мемов, стал популярным, потому что это социальный ответ на тот вызов, который мы все получили. Это дело случая, когда мем завирусился в данный момент. Началась пересылка одного пользователя к другому. И это эффект зеркал.
Екатерина Щеглова, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ
Но не всегда мемы — про деградационные шутки. Например, в Петербурге решили совместить полезное с приятным: на выставке «Мемопись» посетители узнавали про историю России через картинки со смешными надписями. Однако реакция публики оказалась неоднозначной.
Молодежи очень зашло, а, например, поколению старшему не зашло, потому что для них то, что мы сделали Николая Второго, сделали картинку со Шреком, для них это не мем, это оскорбление. Дошло до того, что нам пришлось разбираться с полицией, с прокуратурой. Мы пришли, урегулировали, всё объяснили. Всё урегулировалось, но сам факт такой
Александр Пуляк, организатор и автор выставки «Мемопись»
Мемы обладают позитивным эффектом: юмористический контент снижает стресс, улучшает эмоциональное состояние и создает ощущение социальной поддержки.