Скульптуры Летнего сада укрывают на зиму
Скульптуры, украшающие Летний сад, заблаговременно готовятся к наступлению холодов. Вместо теплых пуховиков — натуральный хлопок и деревянные футляры. Технология защищает статуи от влаги и позволяет материалу, из которого они сделаны, дышать.
Традиция укрывания скульптур зародилась в XVIII веке во времена правления Анны Иоанновны. Статуи оборачивали холстом, но материал намокал и замерзал, поэтому в XIX веке скульптор Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры. Этот принцип применяется до сих пор.
Статуи из каррарского мрамора привезли в Россию по указу Петра I. Античные боги, герои мифов, изящные музы и веселые фавны прячутся в лабиринте садово-паркового ансамбля. Фигуры олицетворяют добродетели: искренность, милосердие, правосудие и благородство. Украшением коллекции является аллегорическая группа итальянца Пьетро Баратта «Мир и Изобилие» (Ништадтский мир) — это единственная оригинальная мраморная статуя, оставленная после реконструкции в Летнем саду.
Ежегодно где-то перед закрытием, в зависимости от погодных условий, как правило, это сентябрь, с ней проводится комплекс реставрационных мероприятий. Это очистка поверхностей от загрязнений: пылевые загрязнения, пыльца (когда деревья цветут, на скульптуру налетает пыльца, она имеет характерный красный оттенок), следы жизнедеятельности птиц с нее удаляются перед закрытием. Она осматривается, сверяются документы, так называемое описание сохранности, которое есть, и после профилактических работ проходит закрытие скульптуры.
Алексей Баруздин, заведующий отделом реставрации каменной и гипсовой скульптуры
Почти все скульптуры паркового ансамбля — копии из мраморной крошки и композитных материалов. Однако они не менее теплолюбивы: суровые спутники русской зимы (ветер, дождь и снег) не пощадят ни произведения искусства XVII − XVIII веков, ни современные статуи. Непогода способна разорвать даже складки каменной одежды.
В 70-е годы 20-го столетия одно время был эксперимент. Знаете, я попала в Летний сад в ту зиму и видела, как несколько обнаженных мраморных скульптур под такими стеклянными стаканами стоят. Это было ужасно. А потом, когда я пришла работать в Летний сад, нашла архивные документы, где главный хранитель записывал: «Эта скульптура — ей плохо, изморозь». Когда раскрыли эти все документы, признали, что нельзя делать такие эксперименты, это вредно — скульптуры должны быть закрыты на зиму.
Галина Хвостова, хранитель скульптуры Летнего сада
В стороне не остались и лиственные деревья, цветы и кустарники. Благодаря флористическому убранству создается единый художественный ансамбль Летнего сада.
Все кадочные растения, которые украшают летом Летний сад, сейчас уже частично занесены на зимние квартиры. Это малая оранжерея, которая для этих целей построена. Большеразмерные лавры будут занесены в Кофейный домик, и также еще в несколько помещений будут занесены небольшие растения.
Сергей Ренни, заведующий филиала «Летний сад, Михайловский сад и зелёные территории музея» Государственного Русского музея
Откроют скульптуры уже в мае, а подлинники без коробов и холстов можно увидеть на экспозиции в Михайловском замке в любое время.