Самолет «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку в поле: что известно о ЧП
На борту Airbus был 161 пассажир, включая 23 ребенка, а также 6 членов экипажа. Перед аварийной посадкой на землях колхоза имени Ленина в Новосибирской области стюардессы успели подготовить пассажиров.
В 9:44 утра по местному времени Airbus A320 успешно сел на грунт на шасси у села Московка в Убинском районе. До Новосибирска оставалось еще 180 километров. Самолету не хватило топлива. О том, почему, — чуть позже.
С выдачей багажа по аварийному трапу помогли пожарные. Пассажиров вывезли автобусами в райцентр, покормили в местном ДК и уже по железной дороге повезли в Омск. Авиакомпания каждому обещала по 100 тысяч от страховой за острые ощущения. Четверо пассажиров обратились за медпомощью: поднялось давление, приступ астмы, двоих направили на рентген из-за ушиба.
Это уже второй случай на счету "Уральских авиалиний". Знаменитая посадка в кукурузу в Московской области в 2019 году закончилась хуже — из 233 человек на борту больше 70 получили травмы, а самолет был списан. Все случилось после столкновения со стаей чаек. Но тогда эту посадку назвали чудом, а пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин получили звезды Героев. И даже снято кино "На солнце, вдоль рядов кукурузы".
Как же рейс Сочи — Омск завершился на неубранном пшеничном поле сильно восточнее самого Омска? Рассказал основной владелец и глава авиакомпании Сергей Скуратов.
При заходе на посадку отказала зеленая гидросистема. Ситуация достаточно стандартная, она не из ряда вон выходящая. Такие ситуации были и раньше, и летчики успешно справлялись. В этой ситуации командир посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Причина: в Омске полоса 2500 метров, в Новосибирске 3 км. При отказе зеленой системы наблюдаются отклонения в работе спойлеров и закрылок, поэтому посадочная дистанция может увеличиваться.
Сергей Скуратов, основной владелец авиакомпании «Уральские авиалинии»
Пассажирам сказали, что погода плохая, хотя в Омске был ветер 8 метров в секунду — ничего особенного. А дальше случилась нехватка топлива. Для этого рейса расчет 3 тонны 800 кг. Заправили с запасом, по словам главы компании. Командир, видя, что есть риск не долететь, подал сигнал бедствия, подобрал площадку с воздуха — а там вовсе не бескрайняя степь — и сел безопасно и успешно.
Летели на высоте 3650, а это в разы ниже обычного. Створки шасси не закрывались. Плюс встречный ветер — расход топлива был выше расчетного. Почему с самого начала ошиблись в расчетах на 600 километров пути — задача для расследователей Росавиации. А следком возбудил уголовное дело о нарушении правил безопасности воздушного транспорта.
Пилот Сергей Белов — 32 года, летает командиром три года, потомственный летчик. Второй пилот — Эдуард Семёнов, 56 лет, многодетный отец. Оба на хорошем счету. Бортпроводники: Дарья Глушкова, Аиша Гумметова, Дмитрий Костылев, Дмитрий Рябов. Пока идут разбирательства, экипаж отстранен. Но они уже сорвали аплодисменты часто летающих пассажиров в зале Восточного экономического форума.
Самолет еще будет летать. Где-то месяц потребуется, чтобы вытащить его с колхозного поля. Многие заметили черное пятно у крыла — но это не копоть, а грязь, прилетевшая при посадке.
Этот Airbus A320–214 летал с 2004 года. Сначала в "Эйр Арабиа", затем "Эйр Арабиа Марокко", в России 10 лет. Сертификат лётной годности истекает в конце следующего года. Конечно, у кого-то сразу сработал рефлекс: бывалый Airbus — инцидент — запчасти — санкции. Правда, "Уральские авиалинии" отрицают, что технические проблемы у их самолета связаны с отказом Airbus работать в России.
Мы никогда не допустим в эксплуатацию неправильных запчастей. Трудно, сбои, но все запчасти, который используются, сертифицированы. Я отвечаю за это головой.
Сергей Скуратов, основной владелец авиакомпании «Уральские авиалинии»
Вообще у авиакомпании 52 самолета Airbus, и еще до санкций они создали мощный авиатехнический центр, который работал именно с такими самолетами. Кроме того, еще весной открыта дорога в Иран, где тоже обслуживают Airbus.