Рособрнадзор собирает предложения по совершенствованию ЕГЭ до 15 августа
Черная гелевая ручка. Многие любят ей пользоваться, красиво пишет, легко скользит по бумаге, даже чем-то напоминает перьевого собрата. А еще это, пожалуй, один из главных символов Единого государственного экзамена (сокращенно — ЕГЭ), который уже более 20 лет сдают российские старшеклассники. Писать ответы в бланках можно только такой ручкой. Таковы правила.
Правил, к слову, в ЕГЭ и без гелевых ручек хватает, и некоторые из них якобы надо бы поменять. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев уже сообщил об открытии сбора предложений по улучшению ЕГЭ.
Первый замглавы комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга уже пару предложений озвучил. Например, он предлагает перевести первую, тестовую, часть ЕГЭ в задания с открытым вариантом ответа, чтобы экзамен «приближался к письменному экзамену, к которому мы привыкли, который мы сдавали в школе».
Также, по его словам, неплохо было бы правильно расставить последовательность экзаменов, начиная с более простых обязательных экзаменов по русскому языку и математике, а затем уже вводить ЕГЭ по профильным предметам, которые нужны для поступления.
Начну со второго, это предложение по поводу проведения сначала экзамена по основным предметам (математика и русский) и только затем предметам по выбору. Ну, это на самом деле логично уже только потому, что аттестат в 11 классе выдается на основании как раз-таки того, что вы смогли сдать русский и математику. Чтобы ребята четко понимали, что они смогли закончить школу, что они получат аттестат. А экзамены по выбору уже необходимы для того, чтобы поступить в вуз. Поэтому здесь всё, казалось бы, логично.
Иван Хеорхе, учитель истории и обществознания МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»
Что касается предложения о переводе тестовой части ЕГЭ в задания с открытым вариантом ответа, то эксперты заявляют: такая инициатива всё-таки нецелесообразна.
Любой экзамен должен выстраиваться по логике от простого задания к сложному. Плюс если брать предметы, которые преподаю я (историю и обществознание), то в первой части в тестовом формате проверяются очень важные навыки ребенка, например, соотносить исторические эпохи с событиями, персоналиями, культурными традициями, объектами. Во второй части это знание четко не проверить, поэтому я считаю, что целесообразно тестовую часть сохранить, возможно, при расширении второй части.
Павел Гурьянов, учитель истории и обществознания МОБУ «СОШ «ЦО «Кудрово»
И вообще, отмечают эксперты, ЕГЭ в том виде, в котором он есть сейчас, достаточно хорош, а изменения должны касаться каждого предмета в зависимости от запроса самих преподавателей того или иного предмета, а также высшей школы, ведь экзамены ребята сдают не только для того, чтобы просто аттестат получить, но и для того, чтобы начать уже профессиональное обучение. Что касается уже бывших школьников, то многие подчеркивают: не так страшен ЕГЭ, как его малюют.
Атмосфера была разная. Кто-то действительно очень сильно переживал, мы с друзьями всегда с юмором относились, пытались на всё смотреть через такую призму. Никогда не следует зацикливаться на чем-либо, ЕГЭ — это всего лишь жизненный этап, его можно пересдать. Соответственно, так расстраиваться из-за всего лишь одной пересдачи не имеет смысла. Даже если вы провалили экзамен, всегда потом будет возможность еще раз сдать.
Сергей Данилов, студент 2 курса исторического факультета Петрозаводского государственного университета
И всё-таки не все от ЕГЭ в полном восторге, в том числе и те, кто в лекционном зале стоял перед аудиторией из первокурсников и видел, что разница между теми, кто поступал до введения ЕГЭ, и теми, кто пришел в вуз сейчас, есть. Это не означает, что ЕГЭ плох во всем, но кое-что с его приходом, по словам некоторых экспертов, стало хуже.
За счет того, что ЕГЭ — это тестовые задания, и их нужно сделать в форме теста, и проверка в школе тоже осуществлялась тестовыми заданиями, мы потеряли большое количество времени, которое должно было вкладываться и должно было быть потрачено на гуманитарное образование. Техническое науки — да, тестами проще решить, проверить решение, а гуманитарные науки, гуманитарное образование оказалось просто вытеснено. Человек не может объясниться, не может объяснить ход своих мыслей, не может правильно объяснить, какие он эмоции испытывает. И вот это достаточно большая проблема на самом деле, потому что не только технические специалисты двигают вперед науку, общество и культуру — культуру и общество двигают гуманитарные науки. А когда у подрастающего поколения большой пробел в этом просто потому, что время, которое они должны были потратить на литературу, историю, понимание причинно-следственных связей, выстраивание взаимодействия, широкий кругозор, было потрачено на историю понять, как пройти ЕГЭ.
Наталья Безгина, психолог
Проще говоря, порой складывается ощущение, что готовится школьник к ЕГЭ, сдает его, и всё — школьные знания больше не нужны. Да и были ли эти знания по сравнению с теми, кто учился еще до эры ЕГЭ, спрашивают некоторые россияне. Мол, раньше ученик не просто к экзаменам готовился, но и читал и учил всё и вся, и, получив аттестат, львиная доля выученного оставалась в голове если не навсегда, то надолго. А теперь что, одни алгоритмы ответов, которые школьник порой пытается вызубрить и отделаться галочками в правильных местах? Именно поэтому Госдума в октябре этого года планирует рассмотреть в первом чтении еще и законопроект об отмене ЕГЭ, и если закон примут, то он может вступить в силу с 1 января 2025 года.
Правда, в Рособрнадзоре ответили: если хотите отказаться от ЕГЭ, то нужна понятная и объективная альтернатива. Например, до ЕГЭ выпускник школы мог попробовать свои силы в поступлении максимум в два вуза за год, на большее просто времени не хватало. А теперь бывшие 11-классники могут попытаться поступить сразу в пять высших учебных заведений. С одной стороны, конечно, хорошо. С другой стороны, отчасти похоже на непрофессиональную игру в дротики: глядишь, и в яблочко попаду, пускай и не с первого раза. А про нервные срывы и трагедии на почве ЕГЭ новости каждый год и не единичные… Словом, вопросов много.
Однако всё-таки в споре истина и рождается, и прием предложений, как сделать ЕГЭ лучше, продолжается до 15 августа. Затем — общественные слушания на площадке Московского форума. Пройти они должны в последнюю неделю лета. Удастся ли расставить точки не только над i, но и над ё, узнаем совсем скоро.