Почему средний доход российских блогеров сравним с месячной зарплатой уборщика?
Можно я оплачу счет вот той девушке? У меня просто сегодня последняя реклама в [запрещенная соцсеть].
31 августа. Полсотни российских блогеров публикуют последнюю рекламу в одной из запрещенных соцсетей. Грусть сквозь смех: всё-таки целая эпоха интеграции ушла с 1 сентября. В чем по сути виноваты сами компании, которые в России ранее признали экстремистскими или запрещенными. Нельзя теперь там рекламировать согласно российскому законодательству.
Из-за этого блогеры якобы могут потерять до половины доходов. Их, кстати, еще весной по стране насчитали аж 134 тысячи человек, и те с аудиторией выше 10 тысяч подписчиков. Но затем выяснилось: в среднем российский блогер получает 34 тысячи рублей.
Средний доход в 34 тысячи рублей и максимально зарегистрированный доход в 1,2 миллиона рублей идеально иллюстрирует ключевую особенность индустрии. Она заключается в гигантском неравенстве и сверхконцентрации доходов. С чем это связано? Во-первых, мы должны учитывать, что блогеры адаптируются к новым правилам рынка и продолжают активно регистрироваться в качестве самозанятых. Во-вторых, при расчетах статистики мы должны понимать, что учитывается огромное количество микроблогеров, начиная от недавно начавших с несколькими тысячами подписчиков и заканчивая мегаблогерами с миллионными аудиториями, которые представляют собой не просто блогеров, но и полноценные медиахолдинги. И в целом мы должны понимать, что доходы блогеров складываются из десятков источников.
Святослав Державин, преподаватель кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге
И среди этих источников не только рекламная интеграция, но и собственные товары, запуск образовательных курсов, участие в шоу и так далее. Словом, не так всё просто, да еще и учитывая то, что приходится «переезжать» на новые площадки, в том числе и отечественные. Но площадок-то всё равно стало меньше.
А раз меньше площадок, меньше и доход. Но желающие стать блогерами этого как будто не замечают. В июне 2025-го, например, рост блогерских регистраций был аж на 46% выше по сравнению с предыдущим месяцем.
И всё бы ничего, но уж сильно свежа память о всевозможных персонажах вроде Блиновской, которые выкачивали деньги из наивных граждан в том числе за счет своей популярности в сети, да еще и налоги не платили. И что если уже новые искатели чужих денег вклинятся в общий поток новоиспеченных блогеров и начнут свой сетевой рост? Но тут эксперты заявляют: из-за таких личностей переживать вряд ли стоит. В отличие от вполне себе безобидных, можно сказать, душевных блогеров.
Та же Блиновская, у нее основная площадка была в запрещенной и признанной экстремистской соцсети. И в принципе большинство блогеров именно эту площадку размещали для себя. Поэтому, конечно, сейчас кто-то из них продолжает аккаунт как-то вести, но новых я там не наблюдаю, потому что без платной рекламы там развиться очень сложно, а сейчас с запретом рекламы это вообще в принципе невозможно. Поэтому говорить о том, что будут появляться подобные Блиновской блогеры, зря. Но я бы сказал еще и другое: мы почему-то забываем про обычных блогеров, обычных мамочек, которые вели свой блог про домашние дела, про какие-то поделки и всё прочее и на этом зарабатывали. Вот они как раз сейчас в том числе потеряют этот свой доход, который у них был с помощью блогов.
Андрей Капитонов, интернет-маркетолог
И всё-таки в сети немало разрешенных площадок, где зарабатывают, причем весьма солидно. Например, мессенджер «Телеграм». Есть среди его пользователей россияне, которые десятки миллионов рублей в месяц получают, причем некоторые до сотни миллионов, а то и выше. И беда в том, что среди них есть и те, кого в России признали иноагентами. Рекламируют товары, услуги, продвигают себя, да и так называемые продавцы воздуха среди них тоже есть. И их смотрят. В общем, работы у правоохранителей, в том числе и Федеральной налоговой службы, всё еще непочатый край. Что касается сетевых новичков, то эксперты предупреждают: поймать птицу блогерского счастья за хвост всё сложнее. Зритель поумнел и стал капризнее.
Для того чтобы хорошо монетизировать свои социальные сети, нужно прежде всего работать над лояльностью аудитории, то есть нужно заработать очки в глазах своих подписчиков. Быть честным, транслировать искренние, грамотные, правильные смыслы, отзываться людям. Потому что в социальных сетях покупают у людей и доверяют рекламодателям, соответственно, блогерам, которые продают рекламу, тем, у которых приятные и понятные смыслы. Поэтому здесь вопрос прежде всего смысловой. Если человек грамотный, достойно себя ведет, то он притягивает к себе таких же людей, а это чаще всего платежеспособная аудитория. А продавать на теме хайпа — это, конечно, выбор каждого, но такие блогеры, скорее всего, зарабатывать не будут.
Надежда Александрова, маркетолог
Тем временем средняя зарплата уборщика служебных помещений по стране около 34 тысяч рублей в месяц. Против 34 тысяч рублей годового заработка львиной доли российских блогеров в целом. Лишний повод напомнить тем, кто решил превратить свой блог в профессию: если тебя узнают на улице, то это еще не означает, что ты успешный.