Почему российскую молодежь называют аполитичной?
Укажи мне дорогу, хип-хопа слет (хип-хопа слет)
Моя-ая, твоя лесть, я воин, во, жи есть.
Лето, Сочи, жара, вместо солнца — горящая нефтебаза. Видимо, такие мысли были у тех, кто позирует на этом ролике на фоне последствий удара украинского беспилотника. Девушкам, одной из которых 21 год, а другой — 19, весело. Парню на заднем плане — тоже.
Взрослые, независимые. Но, как только оказались в полиции, тут же перевоплотились в нашкодивших детей.
— В состоянии алкогольного опьянения находились?
— Да.
— Цель какая была?
— Просто показать возгорание.
— В содеянном раскаиваетесь?
— Да, раскаиваюсь.
И таких случаев, к сожалению, не один и не два. Были они и до специальной военной операции на Украине, но всё же хотелось верить, что после февраля 22-го они и вовсе сойдут на нет. Надежды не оправдались.
Вот извинения российской школьницы, которая благодарила устроивших бойню в «Крокусе» террористов за то, что можно теперь не ехать в Москву и продолжать употреблять алкоголь.
А вот малолетние искатели приключений на костях всё в том же выгоревшем «Крокусе» катаются на электросамокатах и забавляются с огнетушителями. Неужели новости не смотрят? Но если даже не смотрят, то что с ними происходит? Ведь как ни крути, а политика и повседневная жизнь, в том числе и молодежная, идут нога в ногу. В лучшем случае, конечно. Так в чем проблема?
Во-первых, потому что сами политические партии или молодежные политические партии зачастую не могут предложить интересные форматы для того, чтобы молодежь была вовлечена в политику, может быть, не напрямую, а как раз-таки через эти форматы и проекты. А во-вторых, то информационное поле, которое присутствует у нас в стране и которое охватывает в большинстве своем политические процессы, оно не особо интересно для молодых людей, потому что они в нем плохо разбираются, не до конца понимают причин, последствий. И поэтому они стараются жить в своем информационном вакууме, в позитивной повестке, в тик-токе, в других социальных сетях, потому что им так проще, приятнее и удобнее.
Дмитрий Шатунов, политолог
Но всё равно странная история получается, ведь авторы таких «геройств» чаще всего никакие не знаменитости, а их сомнительная слава начинается именно с извинений на камеру. Кто-то скажет: дело еще и в семейном воспитании. Банально, конечно, звучит, но насколько патриотичным вырастет ребенок вот с такой матерью?
Школа, льготы, ежемесячные выплаты как жене военнослужащего. Мы вообще заживем, мы на моря поедем, ребята… А потом, короче, его там убьют. [смеется]
Ну а затем мы наблюдаем целую вереницу роликов с камер наблюдения возле мемориалов с Вечным огнем, например. Потушить пламя в котором — это, видимо, отдельный вид признания в стае, коллективный разум которой вращается вокруг заморского слова «хайп». Конечно же, не у всех этих ребят родители наподобие вышеупомянутой охотницы за деньгами защитника Родины. Но очень тяжело представить, чтобы, например, советский пионер кинул комок снега в Вечный огонь.
Да, патриотизм в те годы был чем-то более осязаемым, чем сейчас, уж как есть. Однако был еще и суд общества, а там уже принцип, который не проигнорируешь: если плюнешь в коллектив, он просто утрется, но если коллектив плюнет в тебя, ты захлебнешься. Практика жесткая, но эффективная. Да и в сеть ее можно с легкостью перенести. Проще говоря, трэш — в бан.
Если мы говорим про наказание в интернет-пространстве, то, наверное, лучшим способом будет отписка от этого человека, как бы это банально ни звучало. Можно даже не писать никаких комментариев, просто отписаться. И человек прекрасно понимает, после какого ролика, записи, поста люди уходят. И, в принципе, это работает как товарищеский суд, который раньше решал, как человека наказать. В принципе, для человека, который хочет именно популярности, для него самое страшное — это как раз то, что от него его верные подписчики просто уйдут. И, конечно, общество должно понимать, что такие ролики, деяния неправильные. Не превращать их в норму и не подпитывать лайками, комментариями людей, которые эту норму нарушают.
Глеб Тихашин, настоятель храма Покрова Божией Матери в СНТ «Вирки-3»
Впрочем, никто не нагоняет жути. К счастью, речь не о большинстве. Тот, кто красуется на фоне горящей родной земли из-за удара врага, вряд ли занимается волонтерством, вряд ли юнармеец или кадет. И опять же: совсем необязательно записываться на какие-то курсы или поступать в какие-то патриотические организации, чтобы начать любить Родину.
Родину любить попросту необходимо, а заодно и быть в политической повестке хотя бы потому, чтобы однажды под альтруистическими лозунгами ей не стал управлять совершенно чуждый стране человек, цель которого — отдать государство другим странам. Причем отдать так, что политически неподкованный человек этого даже не заметит, словно откормленный поросенок перед убоем. Причем изучать политическую карту и мира, и России сейчас проще, чем раньше. Опять-таки благодаря интернету.
Если нам нужно было искать книги в библиотеке и еще стоять очередь за этой книгой, то сейчас с возможностями соцсетей нет такой проблемы. Можно достать любую литературу, любой фильм в удобном месте и удобное время посмотреть и получить информацию. У них очень много информации. Они могут ее с легкостью брать и с легкостью добывать. То, что не могло делать предыдущее поколение. Очень много разных плюсов, но, как и перед любыми молодыми людьми, встает вопрос: как эти плюсы реализовывать и не уйти в минус.
Наталья Безгина, психолог
Как-то одна девушка-блогер сказала: мне достаточно трех секунд, чтобы понять, нравится мне видео или нет. Исходила она, видимо, исключительно из содержания видеоряда: если что-то горит, взрывается или раздевается, то смотреть можно.
Слова в таких случаях вторичны. Оттого очень жаль, что искатели сомнительного хайпа вряд ли посмотрят данный материал.
И очень хорошо, что они в меньшинстве. Но время свайпнуть хайп влево и включить голову еще есть. Может быть, и зря, но в России народ терпеливый. Главное — не довести.
