Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Окно к диплому: почему многие студенты после получения высшего образования не возвращаются в родные регионы?

0:00/ 0:00
В ЭФИРЕКачество480p  АудиоСубтитры
В Москве учатся около миллиона студентов, и еще почти 500 тысяч — в Петербурге. Об этом заявила Валентина Матвиенко, особо подчеркнув: может, неплохо было бы сократить прием абитуриентов из регионов в вузы других городов. Вообще, ни для кого не секрет, что за высшим образованием бывшие школьники очень часто едут либо в столицу России, либо в город на Неве. А вот почему так получается и как это можно исправить, попытался выяснить корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

Где родился, там и пригодился. Давайте сделаем акцент на региональные университеты, на региональные высшие учебные заведения. Тем более есть поручение президента о создании целой серии кампусов. Для чего мы их строим? Для того чтобы они там учились, оставались в регионе.

Позднее в пресс-службе Совета Федерации уточнят: данные слова Валентины Матвиенко — не инициатива, а пример, одна из иллюстраций к вопросу об абитуриентах, которые после школы едут учиться в другие регионы.

И никто никого в правах, конечно же, ограничивать не собирается, но уж будем честными: проблема-то есть, да еще какая. Захотел молодой человек или девушка из провинции после 11-го класса в вуз поступать. И, например, кроме Москвы и Петербурга он вообще не рассматривает варианты.

На вопрос «почему?» отвечает: там сила, престиж, туда якобы все едут, с таким дипломом хоть куда и так далее. И еще попробуй переубеди, что сказанное им или ей вообще не правда. Тренд сейчас такой, как говорит молодежь. Хотя учиться в столице начали далеко не вчера. Окно к диплому открыл отчасти пресловутый ЕГЭ.

Здесь не стоит забывать о том, что в период введения Единого государственного экзамена в качестве как раз таки обоснования полезности и нужности ЕГЭ обозначалось то, что дети независимо от финансовых возможностей семьи, независимо от удаленности от столицы или от крупных городов имели возможность по результатам этих экзаменов выбрать любой вуз и, соответственно, получить образование без особых финансовых затрат. На мой взгляд, это один из главных плюсов, например, ЕГЭ. И вот когда мы говорим «где родился, там и пригодился», конечно, сложно поспорить с народной мудростью, но времена меняются, и наши дети имеют право сегодня выбирать место, где они хотят учиться.

Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы МБОУ «Елизаветинская СОШ»

Хочется еще поговорить о распространенном сценарии трудового пути, который Валентина Матвиенко окрестила «историей неудачников». Мол, собирают со всей страны крупные города молодежь, попутно увеличивают прием на платное обучение и обучают на ненужные профессии. И всё, никакой истории успеха. А ведь бывает и так, что поиски себя затягиваются, и начинается беготня от вуза к вузу, поскольку не знает недавний школьник, на кого учиться хочет. Да, подобные истории были во все времена, но ведь не так часто, как теперь. И получается, что зачастую молодой человек становится заложником стереотипа, что без высшего образования он ничто. Даже несмотря на то, что по сути времена повальных юристов и экономистов уже прошли, а среднее профессиональное образование — это отнюдь не гарантия низкой зарплаты и отсутствия карьерного роста.

Поступает в вуз студент, ребенок бывший, сейчас уже молодой человек, и, проучившись курс, говорит: вообще не мое. Только сейчас он понял, что это не его, и ищет возможность куда-то в другое место уйти учиться. Это в лучшем случае. А бывает так, что закончит вуз и идет не по специальности. У нас это очень большой процент, не скажу за всю страну, говорю про свой регион, большой процент, когда ребята не идут работать по специальности. Это тоже большое упущение, большой выброс денег на ветер. Сколько экономика недополучила тех специалистов, на которых, возможно, она рассчитывала.

Людмила Золотницкая, председатель Свердловского областного родительского комитета

А ведь цифры жутковатые. Только 13% выпускников российских вузов работают по специальности. Остальные зачастую подаются в менеджеры по продажам, баристы, таксисты — ассортименту вакансий нет предела. Жаль только, что при почти повальном кадровом голоде тех же педагогов или медиков регионы так и не дожидаются львиной доли своих ребят, осевших в мегаполисах курьерами и продавцами-консультантами…

И вроде как домой вернуться всегда можно. Но, например, разница в оплате педагогического труда в зависимости от региона может быть аж в пять раз. В общем, должен быть баланс на рынке труда, как бы наивно это ни звучало.

Ну, а региональным вузам пока остается пожелать в том числе побольше себя рекламировать. Тем более что есть чем хвастаться, ведь очень часто качество образования в субъектах лучше, например, столичного. В том числе и в Ленинградской области. К слову, на конец мая 2024-го в 47-м регионе было более пяти тысяч выпускников школ, гимназий и лицеев. И уж если наши ребята хотят учиться в том числе и в соседнем Петербурге, то пусть помнят: дома их очень даже ждут. С дипломами и без.

Теги: валентина матвиенко высшее образование студенты