Никаких телефонов! Какие правила и занятия появились с 1 сентября?
1 сентября отдохнули, а 2-го, в понедельник, — по школам. В том числе и по новым, как, например, в Кызыле. Там школу № 20 имени Героев Отечества лично осмотрел Владимир Путин. А заодно и с учениками пообщался, и с новосельем поздравил, и открытый урок «Разговор о важном» провел.
Уверен, что вам здесь будет интересно, новых друзей приобретете, ну и, самое главное, новые знания на самом высоком уровне, потому что и преподавательский состав соответствует сегодняшним требованиям.
Владимир Путин, президент России
А требований и к учителям, и к ученикам всё больше, и неважно, в первый раз ты в школу пошел или уже о последнем звонке мечтаешь: каждого из 18,5 миллионов школьников нововведения касаются одинаково. Но без фанатизма, конечно.
Новость номер один: труды возвращаются. Речь о предмете, который в свое время, видимо, посчитали ненужным. В 2024 году работа руками в школьных стенах снова вернется, причем в более чем обновленном формате: конструирование, робототехника, работа с беспилотными авиационными системами, изучение компьютерной графики и черчения, кулинария, кройка и шитье — вот такой ассортимент. Причем никакого разделения на мальчиков и девочек, как было раньше, нет. Хочет, например, школьница беспилотники изучать, а ее одноклассник готовить — на здоровье.
Мы скорректировали, скажем так, свои глобальные планы как государства, и в приоритете у нас сейчас национальная безопасность и укрепление собственной национальной идентичности. Если обращаться к истокам, советскую педагогику вспомнить, то там личность формируется через социальные действия и через труд. Труд является основным видом деятельности для человека и гражданина, поэтому, наверное, через такое возвращение предметов мы отчасти наблюдаем слом образовательной парадигмы и уход от утилитарно-навыковой направленности к аксиологической, к ценностной. Сейчас мы будем укреплять свои основные ценностные столпы, что видно, в принципе, и в таком предмете, как труд.
Екатерина Огарёва, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге
А еще вместо основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) теперь появляется предмет «Основы безопасности и защиты Родины». По словам экспертов, дисциплина требовала обновлений, учитывая в том числе время, в которое живем. Вот и расширился курс начальной военной подготовки, включая правила оказания первой помощи.
Конечно, не забыли и про семейные, нравственные и духовные ценности — этому тоже надо учить. Так появился внеурочный курс «Семьеведение» для ребят с 5 по 9 классы.
Физкультура тоже преобразилась: появилось 12 новых модулей, включая ушу, биатлон и даже гольф. Даже техники фигурного катания и народных танцев можно будет изучать.
С мобильными телефонами посложнее: теперь ученики не смогут пользоваться ими во время занятий. Кроме экстренных случаев, конечно. Пожалуй, учитывая цифровую эпоху, это одно из самых непростых и наболевших решений.
Мобильный телефон — это личная вещь, и при изъятии в школе этих личных предметов могут возникать конфликты, что, на мой взгляд, не будет способствовать благоприятной атмосфере в коллективе. Поэтому вопрос в реализации. Идея замечательная, на мой взгляд, очень поможет детям фокусироваться именно на учебном процессе, а не на том, как на переменках можно будет поиграть и пообщаться в сети, и также, на мой взгляд, это будет работать на укрепление взаимоотношений в коллективе.
Надежда Коломацкая, эксперт по этикету
Конечно, начался новый учебный год и в 47-м регионе. Школьников, кстати, стало на тысячу больше, чем годом ранее, и теперь уже 204 тысячи ребят сидят за партами в школах Ленобласти. Губернатор Александр Дрозденко тоже отпраздновал День знаний, правда, в рабочем формате, а именно — в Приозерске вместе с учениками Мичуринской школы, реновацию которой завершили к новому учебному году. Словом, всё — для детей. И процесс этот, к счастью, безостановочный.
Еще, пожалуй, здорово и то, что теперь у педагогов появилась возможность устанавливать правила поведения в учебном заведении и требования к дисциплине на занятиях, а если кто-то из учеников не просто плохо себя ведет, но и оскорбляет, а то и руки распускает, учитель может обратиться в органы управления образовательной организации и защитить свои права. Скажем честно, очень актуально, учитывая то, что уже каждый школьник знает о своих правах, но некоторые из них упорно игнорируют права тех, кто их учит. Что касается нововведений в целом, то сами педагоги подчеркивают: тут главное не увлекаться и стараться делать так, чтобы термин «хорошо забытое старое» звучал как можно реже. Ведь если старое — хорошее, то зачем его забывать?
Наверное, всё-таки стоит развивать имеющиеся предметы. Те, которые есть, развивать их дальше. Очень важно для организации хорошего образовательного процесса, чтобы все те нововведения, которые появляются, не были формальными, не были навязанными. Очень важно, чтобы все нововведения сохраняли баланс с тем хорошим, что уже есть. Мне кажется, что, возможно, сейчас стоит работать не в направлении создания чего-то нового, а в том направлении, чтобы создавать или находить реальный баланс между тем новым, что уже внедрили совсем недавно, и тем старым, что было долгие годы и хорошо работало, потому что, согласитесь, любое нововведение в любом случае немного расшатывает баланс, и очень важно, чтобы этот баланс не расшатался окончательно из-за большого количества инноваций. Инновации нужны, мы все за них, цифровизация само собой нужна, но она нужна на том уровне, на котором то старое, хорошее, что было, не будет разрушено.
Виктор Иванов, учитель математики и обществознания Гатчинской гимназии им. К.Д. Ушинского
И последнее. С этого учебного года все образовательные организации будут обязаны вывешивать флаг Российской Федерации. О необходимости этого нововведения, пожалуй, не поспорит никто.