Не до жиру: почему цены на молочные продукты выросли больше всего с начала года
В ходе программы «Актуальный разговор» на ЛенТВ24 независимый эксперт по ритейлу, учредителем отраслевого портала «Продукт медиа» Михаил Лачугин отметил, что причина подорожания продуктов в резком росте издержек, а также структуре потребления.
«Нигде в мире больше, чем в России, сметаны и творога не потребляют. Ещё один нюанс: в прошлом году у нас было перепроизводство молока, производное сметаны, сливок, творога, и за счёт этого был большой объём, соответственно, большой выбор у ритейлеров. Поставщики не поднимали цены. В этом году перепроизводства не было, а издержки росли. Например, подорожал труд, логистика, сырьё, и их [издержки] переложили потребителя».
Михаил Лачугин, независимый эксперт по ритейлу, учредителем отраслевого портала «Продукт медиа»
Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов СПбГЭУ Дмитрий Жилюк добавил, что на стоимость продуктов повлияла и инфляция. По данным Центрального банка России, показатель находится на уровне 8–8,5%.
«Конечно, производители были бы рады продавать молочные продукты дешевле. Ведь чем ниже цена, тем выше спрос и продажи. Но когда речь идёт о себестоимости, которая растёт, то им деваться некуда. Вынуждены повышать, чтобы не разориться».
Дмитрий Жилюк, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов СПбГЭУ
Эксперты сошлись во мнении, что нет смысла демонизировать производителей, а тем более ритейлеров. Модель работы торговых сетей выстроена так, что изменение цены доходит смягчённо до конечного потребителя, подчеркнул Лачугин.
Власти России также следят за ростом стоимости продуктов, применяя административные и рыночные меры. Так, недавно в правительстве России сообщили, что из Турции ввезено 20 тонн сливочного масла для стабилизации ситуации на потребительском рынке.