Москва удержалась: ОДКБ новыми участниками прирастать пока не будет
В субботнем интервью РИА «Новости» постпред РФ при ОДКБ Виктор Васильев заявил, что «переговоров о принятии новых стран в ОДКБ сейчас не ведется».
Что это – отголоски неудавшихся с кем-то переговоров или вовремя сказанное «стоп»? Вопрос, в котором стоит разобраться.
Вопрос Васильеву был задан не просто так.
Разговоры о том, что ОДКБ может прирасти новыми членами, появились после июньского интервью ТАСС генсека ОДКБ Имангали Тасмагамбетова.
«Социально-политический запрос на безопасность может обусловить как расширение функционала организации, так и, возможно, увеличение количества ее участников», - сообщил тогда Тасмагамбетов.
Поскольку генсек употребил именно слово «участников», то игра в пасьянс «кто бы это мог быть», началась немедленно. Понятно, что речь может идти именно о стране региона, но кто именно?
Первым делом подумалось про Узбекистан: неужели Ташкент решил вернуться? Республика, напомним, была в составе ОДКБ дважды – и дважды выходила: в крайний раз - в 2012 году. Причем, одна из главных причин - по официально сформулированной версии - несогласие по афганскому направлению.
«В Узбекистане отдают приоритет двустороннему сотрудничеству с этой страной, - сообщил тогда МИД Узбекистана.
Но, как известно, с 2012 году много чего в Афганистане и вокруг изменилось, Россия взяла курс на выстраивание отношений с действующей там сейчас властью – уж какая есть, - так неужели все-таки Узбекистан возвращается?
Оно бы, может, и неплохо, да только при здравом размышлении – вряд ли.
Узбекистану за эти годы еще больше понравилось выстраивать исключительно двусторонние отношения с самыми разными странами. А как раз сейчас республика вполне неплохо устроилась – зачем ей брать на себя военные обязательства перед не очень простыми соседями – членами ОДКБ? Тем более, что Договор о союзнических отношениях между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан от 14 ноября 2005 года никто не отменял.
А там в статье 2 говорится:
«В случае совершения против одной из Сторон акта агрессии со стороны какого либо государства или группы государств, это будет рассматриваться как акт агрессии против обеих Сторон».
Нет, Ташкент вряд ли. Рассматривать нынешний Азербайджан как возвращенца в ОДКБ – вышел в 1999 году – совсем не приходится. Грузию – тем более.
Кстати, многие у нас сейчас из-за Армении дернулись – вот, мол, Армения выходит, урон для ОДКБ… А в 1999 году потрясение-то для организации покруче было – сразу три страны тогда вышли. Ничего – организация пережила и это.
Однако кого же имел в виду нынешний генсек ОДКБ?
Уж не Иран ли может вместо Армении вступить в ОДКБ? Эта интересная мысль заклубилась, как сообщается «в дипломатических кругах в Ереване». Только не сообщатся, в каких.
В каком-то смысле, идея красивая, конечно. И наше спортивное чувство приятно щекочущее. Но уж очень похоже на ловушку. На Востоке говорят: «Две бараньи головы в одном казане не сваришь». У нас говорят: «Два медведя в одной берлоге не уживутся». Кто-то, возможно, и хотел бы сыграть в такую игру – соблазнив внешней привлекательностью. Но…
Москва на четыре сольдо давно уже не покупается. Отсюда – и недвусмысленное заявление нашего постпред при ОДКБ. Он, фактически, опроверг – ну, или дезавуировал, если по-дипломатически – июньские тезисы генсека ОДКБ из Казахстана.
И предложил российскую информацию к размышлению:
«Я бы сказал, если говорить о «расширении», то речь идет о расширении взаимодействия ОДКБ с отдельными государствами, организациями и объединениями».
Так что, похоже, без шума и пыли Москва только что увернулась от очередного опасного соблазна. И да – предложила странам-участницам ОДКБ выходить на новые просторы и высоты, но – с Россией во главе угла.
А Иран… С Ираном у нас выстраиваются стратегические отношения - с учетом интересов друг друга.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции