Мой кошелек — не дойная корова: россиян хотят оградить от навязывания дополнительных платных услуг
Обман на каждом шагу. Не хочешь платить — плати больше. Именно такие мысли постоянно крутятся в голове, особенно когда за что-то платишь, а в итоге видишь сумму, которая выше той, которую видел на ценнике. От услуг ЖКХ до покупки авиа- и железнодорожных билетов. В общем, накипело. Причем не только у рядовых россиян, но и в Госдуме. Пора, говорят, бороться с дополнительными платными услугами.
Обычно, когда мы покупаем какую-то услугу в интернете, мы проставляем галочки, особенно не читаем, не изучаем информацию о том, что за услуги нам предоставляют, потому что мы пришли по какой-то определенной рекламе, и компании нам навязывают еще что-то, например, регулярное списание денег, подписка навсегда на какую-то услугу, хотя, возможно, услуга нам была нужна всего лишь на месяц.
Алексей Родин, финансовый советник
Вот и председатель Госдумы Вячеслав Володин в своем телеграм-канале опубликовал целый список мер, которые, возможно, помогут защититься от любителей протолкнуть услугу-другую без ведома клиента. И звучат предложения вроде бы неплохо. Например, можно будет отказаться от оплаты навязанных услуг и потребовать вернуть деньги. А еще компаниям запретят автоматически проставлять отметки о согласии на покупку допуслуг.
Но всё это на уровне предложений, хоть Госдума инициативу и приняла в первом чтении. А пока есть вопросы. Например, к самой формулировке «навязывание платных услуг». Именно она может сыграть с клиентом злую шутку, особенно если есть письменное согласие. Тебе попросту ответят: а кто навязывал и каким образом? Не было такого, за руки никто не держал. А то, что человек не читает то, что подписывает, это его проблемы.
Человек обращается в суд и говорит, что мне эту услугу навязали. По общему правилу, обязанность доказывания возлагается на него. Как он это докажет? Он это не сможет доказать, потому что другая сторона, которая придет в суд, покажет как раз письменное согласие потребителя и скажет: «Посмотрите, пожалуйста, он согласился с этими услугами добровольно, он сам галочку поставил и со всем согласился». Поэтому здесь я боюсь, что вот эта норма про навязывание, про письменное согласие будет мертвая, и будет по-прежнему действовать общее правило, которое дано потребителю, на отказ от любых услуг в любое время.
Ксения Русинова, юрист по защите прав потребителей
Или берем, например, так называемую добровольную страховку жилья, за которую ты можешь и не платить, но в приложении галочка выставлена автоматически. Галочку не убрал, и всё — переплатил.
Или того хуже: идет с квитанцией пенсионер, скажем, в банк, чтобы ее оплатить. Добросовестный служащий спросит: «Вам страховку жилья тоже оплачивать или нет?». А кто-то возьмет да и вместе с ней пробьет оплату, рассчитывая на старческую рассеянность. Так и живут многие старики, даже не замечая, что переплачивают.
А уж всякие телевидение, домофоны и их обслуживание — это вообще многим печально знакомая картина. Кстати, о телевидении. Подключают тебе их априори. И если хочешь от них отказаться, то тратишь драгоценное время: чтобы уж отключили наверняка, едешь в головной офис, ждешь очереди, не дай бог, какие-то документы забудешь. Да и если отключат, то могут не сразу, а в течение одного-двух месяцев. И да, ты обязательно должен быть собственником жилья. И вот ты идешь после такого боя, например, в магазин. Видишь акцию «два по цене одного». Радостный покупаешь — хоть тут без проблем сэкономишь. Но нет — опять переплатил. И так как будто везде.
Не единожды было такое, что я выбирал товар по цене, а когда пробивал его на кассе, оказывалась другая стоимость. Я сразу предъявлял претензии, требовал возврата разницы в деньгах и требовал убрать с продажи этот товар по этой цене. Это грубое нарушение наших с вами прав, когда вы ориентируетесь на одну цену, а в итоговом чеке оказывается другая. Внимательность и еще раз внимательность.
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России
Но о какой внимательности может идти речь, когда тебе в том же автосалоне в открытую говорят: берите дополнительные услуги, а мы вам машину со скидкой. И отказаться от таких условий якобы нельзя. Или когда медики меняют бесплатные услуги на платные? Что ж, пока нововведения в законе о защите прав потребителей только доводят до ума, запоминаем совет эксперта. Бесплатный.
Желательно приходить в банк или в автосалон с каким-то человеком близким, с другом, супругом, супругой, который в случае чего мог бы подтвердить, если дело дойдет до суда, что действительно нам не давали возможности подписать это. Как свидетельские показания. Лучше прийти сегодня, например, узнать все условия, взять документы на ознакомление, прийти домой, в спокойной обстановке почитать, взвесить и на следующий день уже прийти и воспользоваться нужной услугой.
Игорь Акишин, президент Санкт-Петербургской коллегии адвокатов «Акишин, Реморенко и партнёры»
Словом, примеров масса, и подобный заработок на невнимательности уже вошел в странную норму. Хорошо, конечно, что с этим решили бороться. Вот только будет ли инициатива работать как надо, если ее примут? И главное — как будет работать? Запретить-то можно. Вопрос — в контроле. Ждем сентября.