Минпросвещения представило список фильмов, рекомендованных для просмотра школьникам
Ща один фитиль такое сморозил! Подкатывается к шкету. Дай, говорит, велик погонять. Сел и почесал. А тут училка — он давай выпендриваться: варежку-то разинул и как дерябнется! Сам с фингалом, училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во ржачка, клево, да?
Проблемы с подростковым сленгом высмеивали на экранах еще в 70-х. По прошествии полувека положение дел существенно не изменилось, разве что нынешняя молодежь слова использует другие — имба, делулу, анк. Вероятно, поэтому в Минпросвещения решили: раз всё вернулось на круги своя, воспитывать школьников должны художественные картины, проверенные временем. Те же серии старого «Ералаша», например. Ведомство подготовило список рекомендованного отечественного кино для просмотра во внеурочное время. Большинство фильмов — советские. Эксперты объясняют такое положение дел тем, что эти произведения просто известнее. В 20 веке искусство в нашей стране было своего рода духовной опорой, поэтому на создание картин не жалели ни сил, ни денег, ни времени, ни художественных решений. А вот с приходом интернета планка качества значительно снизилась.
2010-е очень сильно дискредитировали наш кинематограф бесконечным завалом гламура и тупости. И мы жили в стране такого огромного Болливуда, где пеклись какие-то одноразовые блины, мгновенно забывающиеся после их употребления. Сегодня наш кинематограф, конечно, безусловно встал на ноги, но это еще не обросло ни харизмой, ни мифом. А встал он на ноги благодаря платформам, которые снимают замечательное тонкое, умное коммерческое кино.
Александр Шпагин, кинокритик, историк кино
В составленный список включили порядка 60 современных мультиков и фильмов. Определенный прорыв! В предыдущие года советские картины могли составлять 98% от общего числа. В этот раз детям будут показывать «Смешариков», «Чебурашку» 21 века или драму, повествующую о первых днях начала специальной военной операции. Составлять перечень начали еще осенью 2024 года. Критерии для отбора формировали исходя из идеи сохранения и укрепления традиционных ценностей и ориентируясь на стратегию нацбезопасности. И тогда интересно, почему школьникам не предлагают познакомиться, например, с персонажем Данилы Багрова, ставшим определенным символом эпохи? Тем более что картины Балабанова «Брат» и «Брат-2» по темпо-ритму всё же ближе современным детям, чем некоторые другие, приведенные в списке. Для понимания: школьникам рекомендуют ознакомиться с фильмом «1812», созданном еще в Российской Империи. Психологи уверены, что подрастающему поколению будет тяжело в освоении таких столпов кинематографа.
Они не могут долго концентрировать внимание, если это внимание специально фильмом не удерживается. Яркая вспышка, яркий цвет, яркий звук, постоянное какое-то мелькание через какой-то промежуток времени удерживает внимание. И получается, что ребенок очень плохо фокусирует внимание на каких-то событиях, которые показывают по телеэкрану, например, или в кино. Если там нет специально этого инструмента. То есть он на силе воли внимание удерживает очень плохо.
Наталья Безгина, психолог
В свою очередь старшеклассникам предлагают посмотреть фильмы с маркировкой 18+. Без откровенных сцен, зато с эпизодами, демонстрирующими человеческую жестокость. И тут нельзя не задаться вопросом. Если 11-классники выпускаются преимущественно в 17 лет, на кого рассчитана эта рекомендация? С неразберихой из-за возрастного ценза на практике уже успели столкнуться преподаватели литературы. Говорят, книгу «Тихий Дон» Михаила Шолохова тоже маркируют для прочтения после совершеннолетия. В результате учителя знакомят детей с произведением фрагментарно. Возможно, такую же схему возьмут на вооружение и в случае с фильмами. Но на этом спорные аспекты относительно возраста не заканчиваются. Например, учащимся 5-7 классов рекомендуют смотреть мультик про Мальчиша-Кибальчиша и тут же — черно-белую биографию Кутузова. При этом, по некоторым данным, Отечественную войну 19 века по программе проходят в 8 и 9 классах. Несоответствие придется компенсировать дополнительными объяснениями.
Безусловно, важен тот же контекст для того, чтобы более глубоко изучить произведение. Ну, например, я знаю, что для детей среднего возраста рекомендован фильм Тарковского «Андрей Рублев». И, безусловно, здесь важен и исторический контекст, и религиозный контекст той эпохи, которая представлена в фильме. В первую очередь должна быть подготовительная работа перед просмотром фильма и, конечно же, обсуждение после. Причем это должно быть не просто обсуждение на уровне понравилось — не понравилось, а это должен быть своего рода анализ того, что мы увидели.
Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы МБОУ «Елизаветинская СОШ»
Здесь важно не переусердствовать. Если слишком активно прививать детям визуальную культуру через фильмы, предложенные в списке, эффект может получиться ровно противоположный. При идеальном раскладе эксперты надеются, что когда-нибудь воспитывать в себе чувство прекрасного дети смогут, например, на уроках кинообразования, сопряженных с историей и литературой. А пока в пресс-службе Минпросвещения обозначили, что рекомендованный к просмотру перечень не является окончательным и будет регулярно дополняться.