Магия художественной ковки
Расправила крылья и, кажется, вот-вот взлетит длинноногая грациозная цапля. В будто невесомых перьях играет свет. Застывшее движение и объемные живые очертания в металл вложил кузнец- художник. Каждое из больше двух тысяч перьев мастер выковал вручную, постоянно сверяясь с эскизами и фотографиями реальной птицы.
Рядом с серой цаплей еще одно произведение искусства — леопардовая лягушка. Металлические скульптуры — часть масштабного экологического проекта арт-кузницы «Живая природа». В планах — 12 редких представителей фауны.
Те виды животных, земноводных птиц, лягушек и прочего, насекомых в том числе, это те, которые попадают под угрозу либо велика динамика снижения популяции. Актуальное искусство — это искусство на необходимые жизненные темы. Мы хотим привлечь внимание к сохранению живой природы, к сохранению экологии.
Станислав Мерзляков, кузнец-художник
По плану коллекция отправится в путешествие по мировым национальным паркам. Скульптурные композиции, как говорят, проекты для души. Как и 300 лет назад, к кузнецам в основном идут за утилитарными предметами. Но даже их художественная ковка превращает в затейливые шедевры. Кузнецы — колдуны, считали в древности. И действительно, словно по волшебству на решетках уже современных ворот и ограждений распускаются металлические цветы.
Например, мне было непонятно, как просто лист металла принимает такие изящные формы. На самом деле, мастер делает множество операций. Наносит разметку, штробником создает борозды, сзади набирает объем нужной глубины и формы и дальше в необходимую форму. Так заготовка становится произведением искусства.
И все-таки принципиально рецепт ремесла не изменился. В сердце кузницы — температура в 1 200 градусов. Металл раскаляют до желтого цвета и дальше — всё те же инструменты: щипцы, зажимы, молотки разных размеров и форм. Под нестандартные задачи кузнецы-художники сами изготавливают свои инструменты.
Например, вот эти специфические, это для изготовления акантных листов, для получения какой-то формы, используется, как правило, подкладной инструмент какой-то, различные полусферы, какая-то часть помещается в сферу, а молотком уже укладывается туда. Интересно делать постоянно что-то новое, более сложное, более художественное.
Сергей Ненашев, кузнец-художник
17 лет назад детская любовь к рисованию привела Сергея в профессию. В художественной ковке умение понимать композицию и видеть в перспективе свое будущее творение совмещается с физической силой и координацией движений. Под ударами мастера упорный металл, как пластилин, обретает линии с точностью до миллиметра.
Видите, удары должны быть четкие, точные. И сильнее. Вот так. Мы сейчас формируем голову.
Денис Игнатьев, кузнец-художник
Для мастер-класса мы выбрали небольшой завиток. Тонкий металл остывает за несколько минут, но профессионал смог бы одолеть металлический прут за один нагрев. А вот совместно с подмастерьем между молотом и наковальней было почти комфортно.
Для красоты он должен быть кругленький, а здесь он не такой, какой нужно. Соответственно, в это место мы и должны стукать. В противоход.
Денис Игнатьев, кузнец-художник
Готовое изделие проходит обработку воронением — так добиваются стойкости к коррозии металла. А в кузнице продолжает кипеть работа. Профессия не только не исчезла, но и осталась одновременно и уникальным сложным ремеслом, и искусством, застывшим на века.