Легендарные морские крейсерские гоночные яхты Л-6 уже начали подготавливать к сезону 2026 года
Несмотря на почтенный возраст, исторические парусники участвуют в гонках и ходят в морские походы. Л-6 — легенда советского яхтинга. Год первого спуска на воду — 1963-й, место — Ленинград. В настоящее время под эгидой Ассоциации яхт Л-6 содержится 41 сохранившаяся лодка подобного класса.
Сейчас в теплом эллинге саморемонта в яхт-клубе на реставрации находится пять яхт Л-6. Непрофессионалы скажут: «Куда их, разве что на дрова», — капитаны уверены: уже в следующем сезоне они выйдут в море.
Корпус лодки деревянный, а это значит, что Л-6 достаточно легко ремонтировать, меняя вышедшие из строя части конструкции. Получается, именно дерево дает борту долгую жизнь.
Начали менять килевой. Поменяли килевую, затем поменяли шпангоуты, этот металлический, еще живой, а там новые шпангоуты.
Николай Григорьев «Л-шестерки» чувствует кожей. Когда в 70-х он пришел работать на экспериментальную судоверфь ВЦСПС, их там еще строили. Тогда яхта Л-6 считалась прорывом. С судоверфи вышло их около 200.
На ней можно было ходить в походы, можно было готовить на борту, поэтом никаких затруднений в дальних походах.
Николай Григорьев, член экипажа яхты «Амур»
— Скажи мне, пожалуйста, ты так же красишь от привальника и до стрингера. Правильно?
— Да.
Яхту «Звезда» капитан Сергей Тютюкин принял полтора года назад. Сейчас ее ремонт идет полным ходом. Участвуют даже самые юные члены экипажа. Так что в сезоне 2026 «Звезда» точно выйдет в море. Борт это заслуженный, участник соревнований на кубок Балтийского моря и заграничных походов.
Мы нашли в наших рундуках судовой журнал 1999 года, и судя по этому журналу лодка дошла до Лондона. Обратите внимание, дубовая инкрустация. Бимсы, карлингсы. Это очень красиво. Это деревянная классика. Есть поклонники старинных автомобилей, а мы относимся к нашим лодкам именно так. Это достояние.
Сергей Тютюкин, капитан яхты «Звезда»
Яхте «Амур» в следующем году исполнится 55. Перед юбилеем — капитальный ремонт. «Амур» — лодка особенная, можно сказать, премиум-класса. Внутренняя обшивка выполнена из красного дерева.
— А где на яхте место капитана?
— За рулем, за штурвалом.
— А где он отдыхает?
— Обычно капитан занимает нижнюю полку либо слева, либо справа, чтобы по тревоге максимально быстро можно было вскочить.
Сигнал тревоги звучит на бортах всех Л-6. Единственная база, которая может обслуживать исторические парусники, — Петербургский речной яхт-клуб. А он закрывается на ремонт на целых пять лет.
Что с ними делать, как ремонтировать, где стоять — это большой вопрос. Это же не просто яхта и всё. Это целый мир за ней: люди, контейнеры, склады.
Антон Маханов, капитан яхты «Амур», вице-президент Ассоциации яхт Л-6
Пока что яхты на прежнем месте. Л-6 можно любоваться на причалах Петровской косы. За утонченной элегантностью — прочность, надежность, мореходность.
Эта лодка для морских условий предназначена. Морская практика возможна только на крейсерских яхтах. Она приспособленная и прощает много ошибок неопытному экипажу. Хорошая лодка, хорошая серия, удачная. Много построено и много сохранилось.
Владимир Задириенко, капитан яхты «Уссури»
Задача Ассоциации яхт Л-6 — не только сохранение исторических судов, но и обучение и популяризация физкультурно-оздоровительных видов спорта, поэтому так важно сохранить легендарную Л-6. И регулярно ремонтировать, чтобы проводить соревнования яхт этого класса.