Купленные права стали бичом для автомобилистов и ГИБДД
Недавно в Петербурге была раскрыта обширная коррупционная сеть в сфере приема экзаменов в автошколах города. В них проводилось фиктивное обучение и выдавались справки о прохождении полного курса, дающие право на сдачу экзамена в ГИБДД, и гарантировалось успешное его прохождение. Естественно, за определенное вознаграждение.
По оперативным данным, его сумма варьировалась от 65 до 160 тысяч рублей. Службой собственной безопасности установлены два МРЭО, в которых таким коммерческим способом сдавались экзамены. По данным оперативников, данная коррупционная схема действовала несколько лет.
Вячеслав Степченко, начальник Управления информации и общественных связей ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Взяточников в ходе совместной операции УСБ и следственного комитета удалось задержать. В преступную схему, предположительно, были вовлечены работники автошкол, бывшие и действующие сотрудники МРЭО ГИБДД. Сейчас устанавливаются масштабы противоправной деятельности, а также имена тех, кто может быть к ней причастен.
Проблема покупки прав более масштабна, чем просто коррупция. Ежедневно в разных регионах происходят сотни ДТП, где виновниками аварий становятся водители, получившие права подобным образом, и по сути не имеющие никаких навыков вождения и поведения на дорогах. Некоторые автошколы изначально ориентированы на то, что их основной источник дохода не плата за курсы, а как раз «помощь» при сдаче экзаменов.
Выходя из автошколы, многие и элементарных правил не знают и не хотят знать. Все мы знаем уже ставшие притчей во языцех истории, что муж мне машину купил и права подарил на день рождения, хотя право — это доверие со стороны проверяющих органов, государства, что человеку доверяют управлять объектом повышенной опасности.
Максим Багаев, автоэксперт
Александра получила права около двух месяцев назад. В автошколе напрямую заплатить не предлагали, но намеки были более чем прозрачны. Не будет денег — пересдачи могут тянуться месяцами.
Где-то говорят одну сумму, где-то другую, знакомые говорили вдвое больше, чем мне предлагали сдать, где-то втрое больше запрашивают.
Александра, автолюбитель
Удивило ее и то, что некоторых учеников она увидела на экзамене впервые, то есть ни в школе на теоретических занятиях, ни на практике их не было.
Проблема, что кто-то влезал в очередь, например, школа: «подождите, у нас внеплановый экзамен». Вызванивали по номеру телефонному, и люди приходили и сдавали.
Александра, автолюбитель
Год назад автошколы обязали подавать списки людей, поступающих на курсы, чтобы исключить по окончании обучения появления на экзамене «левых» учеников, которыми, как правило, и были те, кто покупал права и приходил на экзамен лишь для галочки. Однако на практике эта схема работает плохо.
По факту, бюрократия определенные способы довнесения в списки позволяли такого положения избежать.
Максим Багаев, автоэксперт
Проблема в том, что если фальшивые права легко определит любой инспектор ГИБДД прямо на трассе, то уличить владельца купленных прав практически невозможно. За подделку можно получить до двух лет лишения свободы или крупный штраф, а за покупку — ничего.
Какого-то универсального решения хотелось бы дать, но это следствие проблем, которые в обществе накопились. И универсальным «давайте введем справки образца такого-то и будем заставлять пересдавать» — это не будет работать. Но всё-таки работа по контролю должна быть, на мой взгляд.
Максим Багаев, автоэксперт
По статистике прошлого года только в Москве и Петербурге 14% автовладельцев признались, что заплатили за свои удостоверения — таким водителям грозит максимум аннулирование прав.