Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Копии наскальных рисунков возрастом более четырех тысяч лет представили в Международном центре реставрации

Копии наскальных рисунков из юго-западной части Восточной Сибири возрастом более четырех тысяч лет представили в Международном центре реставрации в Рождествено. Выставка «Спасенные шедевры древнего искусства Хакасии» включает 26 полотен. Многие из них — единственные сохранившиеся изображения утраченных археологических памятников. Среди первых посетителей экспозиции была корреспондент ЛенТВ24 Ангелина Кукса.

Этот экспонат из Усть-Камышты в Хакасии имеет сложную и долгую биографию длиной в четыре тысячи лет. Изначально каменная стела стояла под открытым небом, потом ее использовали как строительный материал для могильника. Удивительно, что именно ленинградские археологи смогли обнаружить это надгробие. Еще недавно плиту покрывал толстый слой земли и соляных отложений. За год реставраторам удалось очистить и законсервировать объект, руководствуясь главным принципом — «не навреди».

Особенность этой плиты заключена в следующем. Это самая главная особенность этой плиты. То, что мы здесь обнаружили краску, это вообще редкое явление, когда линии рисунков подкрашены. Если вы вот здесь, посмотрите, он красный цвет. Здесь есть белый и есть еще черный цвет. Мы постарались с минимальной использованием всяческих химикатов, просто помыли дистиллированной водой и всё обессолили.

Станислав Щигорец, заведующий мастерской реставрации предметов из керамики и гипса

Хакасия по праву считается раем для археологов. Этот край — настоящая сокровищница петроглифов. Частичку этого наследия привезли в Ленинградскую область.

Вот эта лошадь нарисована не менее пяти тысяч лет тому назад, это эпоха еще каменного века, как таково. Ну, посмотрите, как совершенно анатомически точно передан образ этой лошади. И, скорее всего, это лошадь беременная. Вот мы на нее смотрим как таковую. А это говорит о мировоззрении людей. Люди в ту эпоху рисовали то, что их волновало, то, что являлось предметом их охоты.

Андрей Готлиб, директор Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова

Создание слепков — одна из самых трудных задач для реставраторов. Оригиналы с рисунками большую часть года находятся под водой Красноярского водохранилища. Но там можно работать с петроглифами: нужно очистить необходимую область от лишайника и нанести специальные растворы, силиконы, которые не оставляют следов на наскальной живописи. Хранилища получают уже готовые слепки. Что выглядит как подлинный камень, на самом деле является точной пластиковой репликой.

И потом вот эта матрица уже может использоваться для отливки. Мы видим вот эти отливки, пластиковые отливки из очень прочного, высокопрочного пластика. И уже художник потом тонирует эту отливку, передает индивидуальные особенности скального обнажения, которые абсолютно точно передают все микротрещины, все естественные повреждения.

Андрей Готлиб, директор Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова

Сюжеты древнего искусства не ограничивались сценами охоты, быта, изображениями животных и людей. Вот примеры Окуневской культуры — приблизительно четыре тысячи лет назад, где работы наполнены фантастическими образами и религиозными мотивами, такими как Личина — трехглазые рогатые существа.

Образ человеческий, а с другой стороны, образ зооморфный, но удивительно другое: это трехглазое существо, и таких трехглазых существ у нас десятки, мы видим странные отростки, странные какие- то изображения, но вот эти фантастические личины являются характерным элементом искусства, религиозного искусства Окуневской культуры.

Андрей Готлиб, директор Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова

Выставка «Спасенные шедевры древнего искусства Хакасии» в Международном центре реставрации в Рождествено включает 26 полотен. Между Ленобластью и музейными коллегами из Восточной Сибири планируется наладить совместное партнерства для обмена опытом, знаниями и работы над новыми совместными проектами.

Для нас, конечно, важно в том, что наши коллеги, наши сотрудники Международного реставрационного центра принимали участие в реставрации ряда памятников каменного кавказского искусства, и, разумеется, мы эту работу будем продолжать, потому что, повторюсь, у нас полностью укомплектована лаборатория, которая связана с реставрацией каменных предметов.

Владимир Цой, вице-губернатор ЛО по вопросам развития и сохранения культурного наследия – председатель комитета по сохранению культурного наследия ЛО

Также посетители могут ознакомиться с техникой эстампирования и унести домой свою копию наскального рисунка. Ранее специалисты использовали кальку или хлопковую бумагу. Сперва основа необходимо смочить водой, а уже далее нанести краску. Выставка будет открыта до весны 2026 года Далее все экспонаты отправятся на родину.

Теги: Международный центр реставрации рождествено гатчинский округ владимир цой
Лента новостей
Все новости