Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений исполняется 10 лет

© ЛенТВ24
В четверг, 12 августа, комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга исполняется 10 лет. В преддверии юбилея сотрудники рассказали о том, как устроена система защиты от наводнений, что могло произойти с городом в 2011 году, и почему они доверяют электронике, но все равно страхуются визуальным контролем.

КЗС — это барьер протяженностью более 25 километров. Его возведение началось в 1980 году, а первые водопропускные сооружения начали строиться в 1981. Неотъемлемая часть дамбы — автомобильная дорога. Так в 1984 Кронштадт получил сухопутную связь с остальным городом. Но окончательно строительство завершилось только в 2011.

Буквально через полгода — первое серьёзное испытание: мощный шторм "Святой Патрик" рвался в город со скоростью ветра 28 м/с, и был готов поднять уровень воды до 267 см, что всего на три сантиметра не дотягивало до самой страшной, третьей категории наводнений — катастрофические.

© ЛенТВ24
© ЛенТВ24

Многие дежурившие тогда сотрудники до сих пор помнят этот день — 26 декабря. Впрочем, говорят, что страха и волнения не было, так как тренировки проходили регулярно. Катаклизмы такого масштаба в Петербурге случались трижды — в 1777, 1824 и 1924 годах, тогда уровень воды поднимался более чем на три метра, в 19 веке — более чем на четыре. 

Всего же КЗС 26 раз спас Петербург от нагонной волны, главной причины наводнений. Без защиты это могло закончиться не только разрушениями и потерей десятков миллиардов рублей, но и человеческими жертвами. 

Самый серьезный объект комплекса — судопропускное сооружение С-1, предназначенное для прохода больших судов. У него плавучий затвор, состоящий из двух створок: батопортов, опорных рам, шаровых опор и тягачей. В случае угрозы сухие доковые камеры заполняются водой, створки затвора всплывают, открываются сегментные ворота, и два рельсовых тягача выводят батопорты в акваторию, чтобы те перекрыли путь "большой воде". Вся операция длится 45 минут. 

Второе судопропускное сооружение — С-2, в основном для маломерного флота, работает по другому принципу: здесь затворы находятся в камерах под водой, и в нужный момент поднимаются.  Для визуального контроля уровня воды на стены КЗС нанесены метки. Электроника, конечно, надежна, но так — еще надежнее, говорят старожилы.

© ЛенТВ24
© ЛенТВ24
Теги: наводнение петербург
Лента новостей
Все новости