Казанская декларация БРИКС: что фиксирует и от чего отказывается
Казанская декларация БРИКС опубликована: 4 главы, 134 пункта и глобальная широта тем, по которым объединение заявляет свою позицию. Где-то - предельно конкретно, где-то предельно дипломатично.
Но чем глубже вчитываешься и вдумываешься во все сформулированное - и всеми странами БРИКС согласованное! – тем очевиднее становится главное.
БРИКС - это не бунт и не революция. Это тяжелая, взрослая работа, сознательно взятая на себя Россией – и, конечно, Китаем, и пока в меньшей степени Индией - по спасению мира. Причем, не в бесполезной попытке удержать прежний миропорядок – чем занимается Запад, а в кропотливом формировании нового. Такого нового, который бы мог и подстраховать прежние несущие конструкции, но и подготовить русла для новых потоков. Чтобы они не снесли однажды все на своем пути, а максимально выверенно встраивались в полезную работу по созданию сбалансированного мира.
И, пожалуй, только теперь, после всей той работы, которую Россия проделала за год своего председательства в БРИКС, становится ясно, что именно было задумано странами-основательницами. А точнее – их лидерами.
Про ООН
БРИКС не собирается сносить ООН. Как раз наоборот: опасно накренившуюся в западную сторону конструкцию, БРИКС намерено сбалансировать - своим весом и своим консолидированным влиянием. Причем, по самым разным векторам: от исправления географии кадровой представленности в Секретариате ООН до поддержки всеобъемлющей реформы ООН, в том числе ее Совета Безопасности. Причем, с формулировкой:
«Мы (БРИКС - ред.) поддерживаем законные устремления развивающихся стран Африки, Азии и Латинской Америки, в том числе государств БРИКС, играть более значимую роль в международных делах, в частности в ООН, включая ее Совет Безопасности».
Так что теперь еще понятнее, почему генсека ООН не могли не пустить на саммит БРИКС в Казань: всё, процесс прошел точку невозврата, с БРИКС приходится считаться.
Про МВФ
Кстати, МВФ БРИКС тоже не собирается выкидывать на помойку. Зачем?
МВФ как инструмент глобальной финансовой безопасности вполне себе поддерживается. А вот Бреттон-Вудские институты Казанская декларация БРИКС прямым текстом призывает реформировать – смотрите внимательно пункт 11:
«Результатом обсуждений должно стать перераспределение квот, которое будет справедливым и прозрачным, повысит представительство недостаточно представленных членов МВФ и передаст долю квот от стран с развитой экономикой государствам с формирующимся рынком и развивающимся странам».
Кстати, сразу следующим, 12-м, пунктом Казанская декларация фиксирует:
«12. Мы признаем определяющую роль БРИКС в процессе усовершенствования международной валютно-финансовой системы (МВФС), для того чтобы она могла более оперативно реагировать на потребности всех стран».
Аналитический доклад председательства России в БРИКС о совершенствовании МВФС, в котором представлены «основополагающие принципы безопасности, независимости, инклюзивности и устойчивости, имеющие решающее значение для экономического и социального процветания», - принят к сведению, министры финансов и Центробанки стран БРИКС получили соответствующие указания.
Так что нет - никаких революций: просто аккуратный перехват управления. Даже не прямо сейчас. И мягко - практически ласково.
БРИКС как институт
А еще в Казанской декларации отражена гигантская работа России, которая за год своего председательства максимально ускорила институциализацию БРИКС.
Москва сумела провести более 200 мероприятий по самым разным направлениям и обеспечить фиксацию их результатов в поддержанном всеми странами-участницами итоговом документе саммита в Казани.
По меньшей мере, более 20-ти раз в Казанской декларации прямо указывается на мероприятия, которые Россия провела в год своего председательства в БРИКС, застолбив таким образом направления работы объединения.
А это и борьба с наркотиками, и продовольственная безопасность – то самое «создание справедливой системы торговли сельскохозяйственной продукцией».
И справедливый энергопереход.
И создание Платформы климатических исследований БРИКС: то есть своей, независимой научной базы для тех или иных выводов и решений.
И создание неофициальной - пока - платформы сотрудничества БРИКС с участием африканских алмазодобывающих стран для обеспечения свободной торговли необработанными алмазами. Потому что надо же обеспечить устойчивое развитие мировой алмазной промышленности.
И перспективы создания логистической платформы для координации и совершенствования транспортных услуг - для мультимодальной логистики между странами БРИКС.
А еще – целый пул вопросов по медицине: от учреждения Рабочей группы БРИКС по ядерной медицине до платформы обмена опытом и передовыми практическими методами в области укрепления и охраны здоровья населения.
И - длинный перечень гуманитарных инициатив для БРИКС, которые осуществила Россия, чтобы сотрудничество стран объединения не ушло в песок, а развивалось, и было подхвачено уже новыми поколениями. Об этом, судя по изложенному в Казанской декларации, основатели БРИКС серьезно думают и всерьез заботятся.
Ну, и уже совсем институционально: Казанская декларация признает «важность дальнейшего расширения и институциализации сотрудничества стран БРИКС в налоговой сфере» и приветствует «принятие Рамочного соглашения о Форуме глав налоговых служб стран БРИКС в качестве важного шага в направлении систематического и последовательного сотрудничества между странами БРИКС в этой области».
Куда уж конкретнее, как говорится.
Про перспективы
БРИКС не будет отталкивать страны, которые стремятся в орбиту объединения, но и не станет его размывать. Увеличение стран-участниц при принципе консенсуса - это красиво, но плохо работает, когда нужна конкретика и эффективность.
Так что сформирован институт стран-партнеров: там тоже много хороших и заманчивых возможностей – так что обижаться не приходится. Но вот права принятия ключевых решений там нет. Привет Аргентине.
И да: все, что касается интересов стран СНГ, ЕАЭС и, в конце концов, ОДКБ в БРИКС – тут тоже можно выступать и представлять, и встречаться на площадках БРИКС – если позовут, но конкретные интересы государств, входящих в эти интеграционные структуры, в БРИКС сможет представлять только Россия. Во всяком случае, в обозримом будущем. Уж извините.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции