Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Как в Ленобласти организована психологическая помощь детям и подросткам

В Ленобласти в 2024 году открылся Региональный центр психологической помощи несовершеннолетним. Он стал важной площадкой для методической работы всех педагогов-психологов 47-го региона. На большой пресс-конференции в ТАСС подвели итоги его почти годовой работы. Какими они оказались и как в Ленобласти организована психологическая помощь детям и подросткам, смотрите в нашем следующем сюжете.

Система психологической помощи несовершеннолетним в Ленинградской области сложная и многоуровневая. Это обусловлено тем, что на благополучие ребенка одновременно влияет множество факторов: отношения в семье, атмосфера в школе, успеваемость, общение в сети. И для того чтобы от работы психолога с ребенком или подростком был реальный положительный эффект, необходимо охватывать как можно больше сфер его жизни и учитывать индивидуальные особенности.

В первую очередь, конечно, это уровень школы, и это те психологические службы в образовательных организациях, которые вот мы видим не как единичных психологов, а как такие структурные единицы, были созданы службы медиации, это еще один сегмент пространства, территориальные службы примирения, психолого-педагогические консилиумы, которые в основном работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Вероника Реброва, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

Учреждений, которые так или иначе занимаются созданием благополучной психологической обстановки, в 47-м регионе несколько сотен. Особое внимание, конечно, школам.

Это было решение губернатора ввести дополнительно 600 ставок психологов с 1 января 2025 года. Они были введены, и сейчас у нас в области порядка 1 400 ставок педагогов-психологов в соответствии с тем нормативом, который рекомендовало Министерство просвещения, то есть на 300 нормотипичных детей одна ставка психолога, и на 20 детей с ограниченными возможностями здоровья тоже одна ставка психолога.

Вероника Реброва, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

Активно создаются и расширенные психологические службы в школах. В них входит несколько психологов, социальные педагоги и классные руководители. Сейчас таких служб уже более 200. Не менее важно оказывать профессиональную психологическую помощь и родителям детей в кризисной ситуации. Этим занимаются более 40 центров консультирования. С 2022 года работает региональный ресурсный центр по профилактике безнадзорности и правонарушений. Его специалисты берутся за самые сложные случаи.

По итогам 2024 года количество преступных деяний с участием несовершеннолетних, по данным МВД, у нас сократилось практически на 39%. Мы, безусловно, работаем на этот результат.

Вероника Реброва, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области

Чтобы работа стольких учреждений была эффективно выстроена в едином векторе, просто необходима отдельная служба координации. Эту функцию с 2023 года частично взяли на себя внештатные педагоги-психологи в районах, а годом позже появился Региональный центр психологической помощи несовершеннолетним.

Региональный центр — это не просто учреждение. Это по сути дела методический хаб или опорный пункт для всех педагогов-психологов Ленинградской области. Мы видим философию деятельности в многоуровневости и синергии, то есть целостности. Полагаем, что основная задача нашего центра — стать ресурсом поддержки и профессионального развития для каждого помогающего специалиста. Хотелось бы подчеркнуть, что региональный центр — это не замена деятельности педагога-психолога и психологических служб, образовательных организаций, это ресурс.

Елена Есликова, заведующая Региональным центром психологической помощи несовершеннолетним, главный внештатный педагог-психолог Ленобласти

Уникальной практикой 47-го региона стало создание на базе центра мобильных групп кризисной помощи. Если в какой-то школе складывается сложная психологическая ситуация и собственного ресурса образовательного учреждения не хватает для ее благополучного разрешения, специалисты центра выезжают на место. Там они работают со всеми участниками процесса: консультируют детей, их родителей и самих школьных педагогов-психологов.

За два последних месяца мы совершили 45 выездов. Но это не только выезды на кризисные случаи. В некоторых ситуациях это методические выезды, в рамках которых мы проводим масштабные мероприятия, например, с центром психического здоровья.

Елена Есликова, заведующая Региональным центром психологической помощи несовершеннолетним, главный внештатный педагог-психолог Ленобласти

Иногда очень важно перенаправить ребенка или родителя в кризисной ситуации к медицинским специалистам. Такой маршрутизацией тоже занимаются специалисты центра. Отдельное направление деятельности — методические разработки и курирование педагогов-психологов. Таким образом, сегодня в Ленинградской области выстроена многоуровневая система психологической помощи несовершеннолетним. Во время всего обучения в школе с ними работают высококлассные специалисты. Однако после выпуска молодые люди очень часто становятся клиентами псевдопсихологов без образования или вообще тарологов, астрологов и экстрасенсов.

Ребенок не всегда может определить, профессионалом является человек либо у него нет достаточных компетенций, для того чтобы помощь оказать. Шарлатаны, как вы говорите, либо астрологи и экстрасенсы — это люди, которые на самом деле обладают хорошими психологическими компетенциями. Они умеют сформировать доверие.

Елена Есликова, заведующая Региональным центром психологической помощи несовершеннолетним, главный внештатный педагог-психолог Ленобласти

Человек в трудной жизненной ситуации, который столкнулся с утратой, переживает горе или борется с деструктивными мыслями, очень уязвим. Поверив первому встречному так называемому специалисту, он рискует не только серьезно усугубить свое состояние, но и лишиться денег. Сейчас ситуация такова, что предлагать и оказывать психологические услуги в частном порядке может любой желающий. Для такой деятельности не нужен диплом или лицензия. У экспертов это вызывает серьезные опасения.

Оказывать помощь, не понимая, что именно ты делаешь, почему и зачем, невозможно. Мы все житейские психологи, мы помогаем своим близким. Но если речь идет о травме, о кризисной психологии, то здесь безусловно образование необходимо.

Елена Есликова, заведующая Региональным центром психологической помощи несовершеннолетним, главный внештатный педагог-психолог Ленобласти

В Госдуме уже не первый год идет обсуждение законопроектов, которые должны изменить эту ситуацию, однако закон о психологической помощи до сих пор так и не принят.

Теги: психологическая помощь здоровье детей вероника реброва ленобласть центр психологической помощи несовершеннолетним
Лента новостей
Все новости