Как в Ленобласти испытывали первую боевую подлодку
В этом устье реки, выход Мги в Неву, и находилась та самая база подводной лодки, где готовился экипаж.
На 40-й версте от Петербурга по Шлиссельбургскому тракту, в месте, где Мга впадает в Неву, возле дачи военного министра Чернышева в 1834 году 29 августа (по новому стилю — 10 сентября) в присутствии императора Николая I в условиях строжайшей секретности прошло испытание первой цельнометаллической боевой подводной лодки.
Вопрос, как везли, остается открытым. На месте лодку готовили несколько месяцев, чтобы в присутствии императора не было никаких нештатных ситуаций. В назначенный день всё прошло, как и было задумано.
Здесь находилась свита, они вышли сюда, здесь опустились под воду. Тут находился объект, который мы называем мишень. Они нацелились, примерно понимали расстояние, и они запустились, и тут произошли все эти загорания, и это является самым удивительным и самым важным.
Владимир Казаков, исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленобласти
А удивительными были несколько моментов. Во-первых, конструкция лодки цельнометаллическая — до этого делали деревянные. Во-вторых, впервые в мировой практике для вооружения подлодки военный инженер Карл Шильдер использовал шесть ракет с пороховыми двигателями. Воспламенялись ракеты по проводам от гальванической батареи с помощью электрозапалов. Ракеты взлетели из-под воды и подожгли заранее подготовленные парусные шаланды.
Я когда представляю, что отсюда вылетают ракеты из-под воды, я немного переживаю, как-то вообще не верится. Это могло бы стать на опережение, если бы это развивалось, если бы это направление флотское получило бы развитие. Шильдер придумал как мог, по-своему: ему важнее было, что это взрывалось.
Владимир Казаков, исполнительный директор регионального отделения РВИО в Ленобласти
Казалось бы, такую разработку должны были сразу взять на вооружение, но конструктив не удовлетворял боевым задачам: двигалась лодка за счет усилий команды, и скорость была низкой, а ракетное вооружение на практике оказалось несовершенным. Шильдер какое-то время дорабатывал свое детище, но технические средства того времени еще не позволяли добиться успеха. Несмотря на неудачи, Ленобласть можно считать местом зарождения подводного флота России.