Как школьники и студенты взяли нейросети на вооружение
Университеты США массово возвращаются к аналоговому варианту сдачи экзаменов. Никаких больше электронных тестов и цифровых платформ — только тетрадь, ручка, аудитория и изъятие телефона на входе. Причина — повсеместное использование студентами нейросетей. По данным The Wall Street Journal, во время школьных и студенческих каникул, когда не нужно сдавать работы, трафик самой популярной нейросети, ChatGPТ, падает. Зато продажи бумажных тетрадей для экзаменов теперь растут по всей Америке. Но проблема на самом деле глобальная, и наша молодежь тут не отстает от заокеанской. Два года назад стал известен на всю страну московский студент РГГУ. Диплом за него полностью написал ChatGPТ. Получилось, конечно, не с первого раза, но за 23 часа работа была готова. Текст легко прошел проверку на антиплагиат, а сам студент защитился на тройку. Осваивают новые технологии и школьники.
Большая масса обучающихся использует искусственный интеллект, если использует, для того чтобы быстрее справиться с домашней работой или каким-либо другим школьным заданием.
Виктор Иванов, учитель математики МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского», победитель XX Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»
Педагоги же постепенно учатся понимать, на какие хитрости пошел ученик. Главный маркер использования нейросети — работа слишком высокого уровня. Если троечник приносит сочинение без единой орфографической ошибки, здесь явно поработал машинный интеллект. Также умного робота выдает слабая лексика, использование типовой структуры текста и любовь к спискам. Сюда же — краткие решения математических задач теми способами, которые класс еще не прошел.
Пожалуй, самое слабое место нейросетей — это факты. Вот к примеру, я попросила ChatGPТ проиллюстрировать основные вехи жизни Лермонтова цитатами великого поэта. Нейросеть пишет, что первое стихотворение, «Весна», Михаил Юрьевич создал в 14 лет. И это действительно так, правда, потом идет абсолютно выдуманная цитата с нарушениями ритма, странными и неоправданными повторами. Такое Михаил Юрьевич даже в 14 лет вряд ли бы написал. А вот как пример лирики Лермонтова о природе нейросеть почему-то приводит вообще искаженную строфу из Тютчева.
Разобраться в таком винегрете из правды и вымысла даже взрослым может быть непросто, а школьникам и подавно. В такие моменты и можно подловить нерадивого ученика. Сами дети по понятным причинам не хотят публично признаваться в использовании нейросетей. Всё-таки академическая честность в нашем обществе еще ценится. Мы пообещали ребятам анонимность в обмен на правдивые истории.
В основном используют ChatGPТ, и он очень распространен сейчас практически среди всех учеников, потому что мои одноклассники его часто используют для создания, например, рефератов, то есть пишут тему, и им просто выдается готовый текст.
Ева, ученица 11 класса
Однажды использование ChatGPТ было явным. Мой одноклассник взял из этого чата факты о писателе и не перепроверил их перед уроком. Учительница была, конечно, недовольна и провела беседу о том, что информацию нужно перепроверять обязательно.
Дарья, ученица 8 класса
Среди учителей единства по поводу использования нейросетей школьниками пока нет. С одной стороны, педагоги советской закалки, как и вообще люди старшего поколения, негативно относятся к этой технологии. По свежему опросу ВЦИОМ, более половины респондентов старше 40 лет не разрешили бы школьникам обращаться к помощи искусственного интеллекта. Молодые же педагоги наоборот видят в этом новые возможности.
Нет смысла препятствовать прогрессу. Искусственный интеллект развивается и будет развиваться. Наша задача — научиться самим и научить ребят использовать искусственный интеллект осознанно, то есть сделать так, чтобы они использовали его не для списывания домашней работы, а для объяснения заданий, которые вызывают у них сложности, то есть, предположим, они сталкиваются с заданием и просят искусственный интеллект объяснить механизм решения на каком-либо подобном задании, чтобы они далее могли справляться с заданием самостоятельно.
Виктор Иванов, учитель математики МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского», победитель XX Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»
Победить новые технологии, даже если их используют для списывания, точно нельзя — остается только возглавить. Например, для школьников уже появляются первые учебные пособия по работе с нейросетями, а Высшая школа экономики вообще провела конкурс на написание диплома с помощью искусственного интеллекта. Советские школьники иногда выдавали статьи из журналов за сочинения о том, как провели лето, в нулевые и десятые были сотни сайтов так называемого ГДЗ с ответами на задачи из учебников. Теперь появились нейросети. Только вот процент троечников, хорошистов и отличников в каждом классе не меняется десятилетиями. Кто не хочет учиться сам, найдет способ в любую эпоху. Просто раньше, чтобы написать сочинение, нужен был час. Теперь — пять минут на генерацию и 55 минут на то, чтобы проверить и исправить текст от нейросети.
