Как не улететь в занос при плохом сцеплении с дорогой?
Дарья Моисеева рушит стереотипы. Отец посадил ее за руль в десятилетнем возрасте, занятие девочке понравилось и стало делом жизни. Сейчас Дарья — автогонщик и инструктор по вождению, в том числе — экстремальному.
Тут самый важный момент — это рефлекс, на самом деле. То есть когда ты закладываешь в обучении хорошую базу знаний, она в любом случае откладывается очень-очень глубоко в подкорочку головного мозга. И если какие-то ситуации возникают, то человек это в любом случае даже сделает. Поэтому наше обучение основано на том, чтобы заложить все эти правильные рефлексы. И на протяжении всей жизни человек ими пользуется.
Дарья Моисеева, директор автошколы, инструктор по вождению
Контраварийное вождение заключается в экстренном маневрировании, торможении и управлении заносом. При обледенелом асфальте даже зимняя резина может не спасти.
Первое, что нужно сделать во время любого заноса, — это убрать ногу с газа. На самом деле, очень противоречиво: во многих книгах пишется, что наоборот нужно газ сразу на переднем приводе нажать, и всё будет хорошо, мы выйдем из заноса. Но такая схема вывода машины из заноса работает только в условиях аэродрома, когда слева и справа нету ни поребриков, ни других машин, ни других участников дорожного движения. Тогда да, действительно, на переднем приводе мы газ нажали, руль выкрутили, машина как-то встала и поехала, но в условиях реальной жизни наша главная задача — не потерять полосу.
Дарья Моисеева, директор автошколы, инструктор по вождению
При отпущенном газе передняя часть авто прижимается к дороге — так возвращаются трение и контроль. Эксперты советуют не следовать за заносом, но предварять его, то есть заранее выкручивать руль в сторону движения.
В тот момент, когда задняя часть автомобиля пойдет обратно в свою полосу, надо руль так же возвращать с опережением обратно в нулевое положение, соответственно, по направлению дороги, чтобы вернуть машину, и она поехала, соответственно, по своей полосе обратно. То есть задача во время заноса — чувствовать смещение нашей задней части, чувствовать паузу в тот момент, когда машина едет в этом скольжении, и успевать быстро возвращать руль обратно.
Дарья Моисеева, директор автошколы, инструктор по вождению
Главный инструмент водителя и зимой, и летом — это тормоз. На многих автомобилях есть ABS — это сильно упрощает торможение: машина сама контролирует процесс.
Если системы ABS нет, есть такой очень хороший принцип торможения, как отпускать ногу, то есть работать тормозом вот так. На самом деле, это очень всё сильно утрировано. Тут как раз-таки у меня в моменте получилось, системы ABS у меня нет. Ты начинаешь тормозить, чувствуешь, что колеса заблокировались, чуть тормоз подсбрасываешь, то есть колеса разблокируются, машина поймает обратный зацеп и продолжит так же хорошо тормозить.
Дарья Моисеева, директор автошколы, инструктор по вождению
На Мототреке ДОСААФ России занимаются и мотоциклисты, и автомобилисты. Здесь готовят как гонщиков, так и простых водителей, в том числе учат не осложнять движение друг другу.
Люди, которые проходят грамотное обучение в грамотном месте у грамотного инструктора, их готовят, и они уже автоматически действуют на рефлексах, то есть это, в принципе, любое действие — автоманеврирование, мотоманеврирование — это рефлекс.
Геннадий Севостьянов, директор ГСТЦ «Мототрек» ДОСААФ России
На этом мототреке занимаются и профессиональный гонщики, и обычные водители. В конце концов, контраварийное вождение может спасти жизни на обычных дорогах.