Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Исполнилось 65 лет с момента спуска на воду первой советской атомной подводной лодки

Юрий Гагарин говорил, что это сложнее полета в космос, ведь загадок там не меньше, чем на околоземной орбите. В историю, полную смелости и героизма, погрузился корреспондент ЛенТВ24 Евгений Голанцев.

Дойти до Северного полюса под водой, всплыть на поверхность, а затем вернуться домой — всё это сделала подводная лодка, которую конструировали в спешке. В итоге все члены экипажа под руководством капитана Жильцова стали героями Советского Союза.

Это же не сплошной лед, это сталактиты, то есть такие огромные глыбы остроконечные. И, не дай Бог, вы их заденете чем-нибудь, то есть, вы «пропоретесь».

Александр Покровский, писатель-маринист, капитан 2 ранга

Совершить такое плавание помогла первая атомная подводная лодка каплевидной формы. В 50-е годы советским конструкторам удалось перегнать Америку.

Подводная лодка К-3 — «Ленинский комсомол». Это первая советская атомная подводная лодка. Она была введена в эксплуатацию в 1958 году. Сейчас она представлена в «Музее воинской славы» в Кронштадте. Скоро внутрь этой легендарной подлодки сможет попасть каждый посетитель выставки.

На К-3 были утечки радиации, протекали трубы парогенератора, но 65 лет назад это никого не смущало: в 1957 году лодку спустили на воду, а 4 июля 1958 ей впервые дали ход под атомной энергетической установкой.

Это была не серийная лодка, это была опытовая лодка. То есть, на ней отрабатывались и системы управления атомным реактором, парогенераторы. Естественно, на ней происходили неприятности. Они были первыми, поэтому невозможно было конструкторам, строителям предусмотреть всё.

Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ, капитан 1 ранга

Экипажи начали формировать и обучать в 1954 году. За год до того, как саму субмарину заложили в Молотовске, нынешнем Северодвинске. Люди и стали главным двигателем: без такой команды экспериментальная лодка не смогла бы дойти до Северного полюса.

Подводная лодка не прощает мелочей. Вы должны каждый день делать одну и ту же работу. Но вы её должны каждый день делать вот так. Шаг в сторону — и на трехтысячный раз может случиться непоправимое.

Александр Покровский, писатель-маринист, капитан 2 ранга

В Кронштадт легендарная подводная лодка прибыла из Мурманской области через Баренцево и Охотское моря, Ладогу и по суше. К-3 даже пришлось разделить на две части. Сейчас работы над экспозицией внутри «Ленинского комсомола» в самом разгаре, и Петербургский клуб моряков-подводников ВМФ принимает в них участие. На борту стараются воссоздать всю атмосферу.

Будет, например, сделано звуковое оформление, то есть вы заходите в отсек, и будут воспроизведены реальные шумы в этом отсеке, как когда лодка находится в море, в подводном плавании.

Игорь Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников ВМФ, капитан 1 ранга

Попасть внутрь подводной лодки К-3 посетители музея смогут только в конце года. Но 30 июля в День ВМФ гостей ждет красочная экспозиция, а саму субмарину можно будет оценить снаружи.

Теги: атомная подлодка историческая память кронштадт
Лента новостей
Все новости