Сенатор Сергей Перминов про электронное голосование, быстрое принятие решений и «бешеный принтер»
В ходе разговора сенатор ответил на вопросы: почему все законодательные органы власти в России иногда называют «бешеным принтером», в чем суть и смысл работы Совета Федерации и как работа верхней палаты парламента влияет на каждого конкретного ленинградца.
— Почему
наши законодательные органы власти иногда называют «бешеным принтером»? В ходе последнего
заседания Совета Федерации сенаторы рассмотрели более 150 вопросов, а всего за
весеннюю сессию одобрили более 350 законов.
— Не соглашусь с
определением «бешеный принтер». Эффективная работа по формированию правового
контура не может иметь оценки негативной коннотации. Россия в последние годы
оказалась в ситуации, когда все стремительно меняется, будь то
внешнеполитический трек или экономические основы функционирования отраслей или
сфер: социальной защиты, здравоохранения, образования. Требуется быстрое
принятие решений. Это необходимо для того, чтобы в самый нужный момент деньги
доходили до каждого гражданина РФ. Будь то адресная помощь, вопросы газификации
или иные — без быстрого и своевременного принятия нормативных актов реализовать
проекты на практике невозможно. График Госдумы и Совета Федерации обусловлен
именно этим — желанием как можно быстрее трансформировать правовой контур,
чтобы своевременно отвечать на вызовы. Чтобы каждый гражданин ощутил на себе
заботу как государства, так и региональных властей.
Если быть точным, то на
последнем пленарном заседании 23 июня мы рассмотрели 155 вопросов. Как говорят
старожилы в сенате, это рекорд. Мы с коллегами работали слаженно, по-деловому,
очень серьезно подготовились к пленарному заседанию. Я считаю, этот напряженный
и высокий темп работы указывает на желание и вовлеченность как депутатов
Госдумы, так и сенаторов.
— Что было
наиболее приоритетным в работе Совета Федерации в течение весенней сессии?
— Приоритеты были
определены и расставлены президентом, который постоянно держал под контролем ситуацию,
связанную с развитием пандемии, социальной помощью, защитой каждого гражданина,
трансформацией законодательства — от модернизации и принятия современных норм в
сфере трудового законодательства до принятия решений в сфере оборонных законов,
которые касаются безопасности нашей страны. В ходе весенней сессии мы встречались
с президентом, это было впервые в истории. Там он и задал тон, в соответствии с
которым мы и работали. Мы приняли один конституционный закон, более 200
федеральных законов, во взаимодействии с правительством отрабатывали
необходимые решения, связанные с безопасностью здоровья, обсуждали вопрос
вакцинации от сезонного гриппа и многое другое. Основным приоритетом была забота
о благополучии и безопасности каждого россиянина.
— Недавно
ваш коллега Андрей Клишас сказал, что мы неминуемо придем к электронному
голосованию всегда и везде. По вашему мнению, это действительно так? Или
консервативные слои общества все еще будут голосовать в традиционном формате?
— Мы с экспертами очень
детально обсуждали этот вопрос. На сегодняшний день перейти исключительно к
формату электронного голосования невозможно, поэтому будут использоваться
гибридные форматы. Электронное голосование будет проходить всего в 7 субъектах
РФ. Но тот уникальный опыт, который мы получили в ходе предварительного
электронного голосования на партийной платформе «Единой России», позволяет
предложить решения, которые могут обеспечить полный цикл голосования в
безопасном, надежном и защищенном режиме.
Отдать свой голос в один
«клик» — это очень удобно. Вы не тратите много времени, не перемещаетесь в
пространстве. Обычно голосование проходит в выходной день, поэтому вам хочется
провести время с семьей, заняться своими делами, но и в то же время реализовать
свое активное избирательное право необходимо как гражданину страны. Поэтому я
полагаю, что за электронным голосованием будущее, но этот путь Россия пройдет
эволюционно. Есть сограждане, которые привыкли физически прийти на участок,
взять бюллетень, подумать в кабинке, поставить галочку и опустить бюллетень.
Это ведь целый ритуал, людей нельзя лишать этого счастья.
— Как вы
заметили, процесс голосования — это процесс обдумывания. Не приведет ли электронное
голосование к тому, что люди будут голосовать, не до конца подумав?
— Когда мы выбираем
книгу для чтения в электронной библиотеке и обычной, принимаем одинаковое
решение. Я думаю, что для наших жителей — умных и вдумчивых — существенного
значения не имеет источник информации. Просто есть категория сограждан, для
которых этот процесс перехода от одного формата к другому пока еще не
завершился. А тот факт, что использование цифрового голосования может заставить
соотечественников выбирать представителей во власть бездумно, нам не угрожает.
Мы умная нация, нация с глубокими традициями и корнями, имеем очень сильные культурные
и социополитические коды, которые не взломает ни один цифровой контур.
— Валентина
Матвиенко назвала поручение президента по бесплатному проведению газа до границ
земельных участков наиболее важным: «Мы оперативно приняли соответствующие
изменения в законодательство. Теперь нам предстоит внимательно мониторить, как
новые механизмы будут применяться в регионах». Закон приняли, а как Совет
Федерации будет осуществлять контроль за тем, чтобы этот закон исполнялся
своевременно и оперативно?
— Валентина Матвиенко ввела в нашу
практику такую категорию как мониторинг исполнения законов — насколько норма закона реализуется
региональными властями и насколько каждый житель региона может на себе ощутить то
благо и ту помощь, которая предусмотрена. Напутствуя нас на работу в
каникулярный период, Валентина Ивановна сказала: «Коллеги, не расслабляемся. У
нас есть несколько тем, по которым мы осуществляем мониторинг. Мы пообещали
жителям газ, значит соответствующие программы должны быть приняты региональными
властями». Если кто-то из наших сенаторов увидит, что региональные власти в
силу недостаточной квалификации или загруженности из-за пандемии
недорабатывают, то совершенно спокойно может использовать свой сенатский статус
и обратиться в прокуратуру, инициировать проведение совещания и так далее. Формы
и методы парламентского контроля весьма эффективны.
Валентина Матвиенко также поручила нам, проконтролировать,
как проходит сезон детского отдыха: насколько власти субъектов готовы, какие
есть проблемы и необходимо ли нам подключаться к мониторингу за этими
процессами. Поручила подготовку школ к новому учебному сезону: обеспечение
школьников горячим питанием и так далее. Все, что касается конкретного жителя
региона, нам на практике предлагают контролировать, используя наш статус и
полномочия. У нас по сути не существует летнего периода отпусков, потому что мы
будем заниматься с властями регионов подготовкой к реализации тех или иных
проектов.
— Как вы
взаимодействуете с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко? Есть
какие-то установки от него?
— Я являюсь представителем в сенате от исполнительного
органа власти. Мою кандидатуру внес губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.
С самого первого дня наделения меня полномочия мы с ним и коллегами из
регионального правительства находимся в постоянной связи. Александр Юрьевич
информируется мной о любой повестке, которая рассматривается в ходе пленарных заседаний.
Он в курсе всех вопросов, обсуждаемых с федеральным правительством. Если у
Ленобласти есть задачи, которые возможно решить только с помощью федерального
ресурса, то мы эти вопросы группируем и решаем. 2-3 раза в неделю проходят
созвоны, обсуждаем насущные вопросы и эффективно находим ответы. В интервью с
вами менее года назад я говорил о том, что сенат — это хорошая лоббистская
площадка, которая должна обеспечивать защиту и реализацию интересов субъектов.
И под руководством Валентины Матвиенко эта площадка работает максимально эффективно.
Наши коммуникации с губернатором и региональным правительством я тоже отношу к высочайшему
уровню взаимного понимания.
— Что вы,
как сенатор от Ленинградской области, сделали для региона за этот год?
— Если разбить по направлениям, то это вопросы в диапазоне от использования электронных виз на железнодорожных, морских и сухопутных пунктах пропуска на границах Ленобласти с Финляндией и Эстонией до вопросов газификации. Это вопросы, связанные с решением задачи по поставке вакцины от сезонного гриппа. Вопросы о лесоохране, уникальный опыт Ленобласти, который мы сумели отстоять. Это задачи от сохранения культурных памятников до перспективного развития наших трансграничных связей и создания особых условий для реализации крупных экономических проектов на территории региона. Был даже один случай, когда мы внесли изменения в нормативный акт в течение 2,5 рабочих дней. То есть и Госдума, и Совет Федерации обратили на это внимание и далее этот закон был подписан президентом. Это очень эффективная связка и направление деятельности.