Зачем Санкт-Петербургу нужна дамба? КЗС 12 августа исполняется 10 лет
Другому грандиозному инженерному проекту - комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга - сегодня исполняется 10 лет. Как устроена система защиты от наводнений, что могло произойти с городом в 2011 году? Узнавала Виктория Федорова.
Галина Бескровная, ведущая ЛенТВ24
Ни «Святой Иуда», ни «Святой Патрик» не смогли прорваться через морской щит Петербурга. Штормы с такими красивыми именами принесли в город только ветер, а его спутница - нагонная волна, ставшая главной причиной всех местных наводнений, разбилась о закрытые створки комплекса защитных сооружений.
Виктория Федорова, корреспондент ЛенТВ24
За 10 лет мы предотвратили 26 морских нагонных наводнений, то есть ни одно наводнение не дошло до Санкт-Петербурга. Это уже большое достижение. Среди них были 12 наводнений, которые принесли бы существенный ущерб - подъем уровня воды был выше 2 метров 10 сантиметров.
Игорь Полищук, заместитель генерального директора по эксплуатации КЗС
Такие наводнения по петербургской классификации считаются особо опасными. Еще есть просто опасные - до 210 сантиметров. Те, что выше 3 метров - катастрофические. Они случались в истории города трижды, каждый раз сопровождаясь человеческими жертвами и серьезными разрушениями. Наводнение 2011 года почти попало в эту категорию. Сотрудники хорошо помнят, какая в этот день была атмосфера.
Бурная! Это был сильный ветер, я не помню, но 20 метров в секунду. Естественно, что шторм был, волнение на воде. Мы спокойно подняли, потому что знали все по прогнозу. Было интересно.
Борис Каменев, ведущий инженер-электрик управления по эксплуатации КЗС
Судопропускное сооружение С-2 рассчитано на проход маломерных судов, глубина здесь относительно небольшая, но только пока нет угрозы наводнения. Если вода начинает подниматься, в дело вступает затвор.
Виктория Федорова, корреспондент ЛенТВ24
У нас уникальный затвор, которого, как говорят, в мире больше не существует. В данный момент он находится в камере затвора - на глубине 7 метров. В случае наводнения с помощью больших цилиндров он поднимается из воды на высоту 4 метров.
Борис Каменев, ведущий инженер-электрик управления по эксплуатации КЗС
На КЗС есть собственная система предупреждения угрозы наводнений. Она рассчитывает подъем уровня воды за 68 часов. Однако сигналы далеких датчиков на всякий случай проверяют на месте.
Существует много всяких электронных способов измерить уровень воды. Например, вот сооружение - мареограф. Там в море стоят датчики уровня волнения, все в электронном виде выдается на компьютер.
Борис Каменев, ведущий инженер-электрик управления по эксплуатации КЗС
Самая грандиозная часть КЗС - судопропускное сооружение С-1.
Здесь могут проходить даже гигантские круизные лайнеры. Система защиты работает на основе батопортов, по сути, подводных лодок, которые выводятся в акваторию с помощью рельсовых тягачей, перекрывая путь волне.
Виктория Федорова, корреспондент ЛенТВ24
Автомобили же проходят этот участок под водой, через тоннель.
Помните песню про тучи, которые как люди, как люди они одиноки. Так вот я с детства мечтала узнать, что же там, за этими штуками, на фоне которых тучи! Оказывается, тут спрятан гидроцилиндр №20. Закрытая дверь.
Виктория Федорова, корреспондент ЛенТВ24
Это декоративные кожухи, которые закрывают гидроцилиндры. Гидроцилиндры поднимают и опускают затворы в водопропускных сооружениях.
Игорь Полищук, заместитель генерального директора по эксплуатации КЗС
Суда здесь не пройдут - только воды. Причем те, что стекают сверху, отправляются в систему очистки. Это не просто дань моде: верхняя часть комплекса - участок кольцевой автодороги. Так что КЗС защищает Петербург от еще одной потенциальной экологической угрозы.