Отдых в тени: всё больше туроператоров в России предпочитают работать нелегально
Хочет человек отдохнуть с пользой для души и с минимальными последствиями для кошелька. Вполне себе нормальное желание. Цены кусаются, и соблазн сэкономить на поездке, скажем, на море, ну очень велик. Однако выиграть в рублях любят, естественно, не только потенциальные туристы, но и туроператоры. Порой дело доходит до того, что такие компании начинают работать не совсем добросовестно. Например, зарегистрирована организация в федеральном реестре туроператоров Минэкономразвития, но эта компания числится как организатор только внутреннего туризма — на деле же туроператор реализовывает еще и туры, скажем, в Беларусь. А так нельзя. Получается, что в ход идет поговорка «если осторожно, то можно».
Сейчас происходит такая, с моей точки зрения, излишняя регуляция туроператорской деятельности. Это даже не совсем с моей точки зрения, а с точки зрения профессионального туристического сообщества, самих туроператоров. Они должны быть зарегистрированы в турпомощи, должны платить дополнительные взносы. Кроме того, сейчас вводится система электронной путевки. Очень многие туроператоры считают, что такое административно-финансовое давление именно на эту сферу деятельности является излишним, а современное законодательство позволяет обходить эти моменты. И если считается, что ты не продаешь турпакет (это и проживание, и транспортировка и другие сопутствующие услуги), а продаешь всё по частям, то ты, в общем-то, не подпадаешь под данную регуляцию.
Марина Морозова, заведующий кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт-Петербурге
В некоторых СМИ такие компании уже прозвали представителями черного рынка туроператоров, но эксперты подчеркивают: формулировка всё же некорректная. Черный рынок — это криминал чистой воды, а подобные действия со стороны ряда туроператоров было бы правильнее называть серым рынком, то есть реализация законных продуктов и услуг в обход определенных административных процедур. Да, есть обязательное членство в реестре, но за нарушения предусмотрена лишь административная ответственность, а не уголовная.
Кстати, в 2013 году в России зарегистрировали более 2,5 тысяч туроператоров в сфере выездного туризма, а теперь — примерно 400. При этом большинство компаний не закрылись, а просто стали работать нелегально. Например, предлагают туристам скидки, продают турпродукт по более низким ценам. Мол, почему бы и нет? Ведь на них не лежит бремя финансовых гарантий и налогов. Но для самого туриста такая сделка — это всё-таки опасная затея.
Если говорить с точки зрения защиты прав туристов, то определенная опасность, конечно, есть, потому что в случае ухода компании с рынка, в случае прекращения деятельности, поскольку у нее нет страховщика, пострадавшие туристы не могут претендовать на то, чтобы получить страховое возмещение. По поводу механизма получения страхового возмещения — это отдельный большой разговор. Не всегда страховое возмещение получают те люди, которые обращались до этого в туристические компании, которые работали легально, у которых страховое обеспечение было. Зачастую вот этого покрытия просто не хватает. Эта проблема уже давняя, постоянно этот механизм совершенствуется, но оптимального варианта соблюдения прав туристов до сих пор еще не выработано, к сожалению.
Михаил Житнухин, ведущий юрист межрегиональной общественной организации «Турист прав»
В общем, можно и без тура, и без денег остаться. И тут уже не будет лишним про бесплатный сыр в мышеловке вспомнить. Видишь, к примеру, у туроператора стоимость тура. У других он условно 100 тысяч рублей, а у этого — 50 тысяч. А чему радоваться? Уж очень низкая цена, тут насторожиться надо: более чем вероятно, что такие туроператоры работают по пирамидальной схеме и рано или поздно, в особенности перед праздничными датами, просто прекратят свою деятельность. И всё — до свидания отдых, привет успокоительные.
Рост турпотока растет, и для компаний, которые работают по правилам, ситуация пока не самая выгодная, серые турфирмы — реальный конкурент. А что вообще нужно для того, чтобы серый туристический рынок если не исчез полностью, то заметно поубавился? Для начала нужно четкое регулирование законодательства. Например, разница между туроператором и турагентом.
До сих пор в законе о туризме этот термин нечетко истолковывается, и сами туристы его не понимают. У нас до сих пор сложилась такая практика, что где я покупал, тот и виноват, то есть любое некачественное оказание услуги, будь то не открыли дверь во время прилета, грязное белье в отеле или те же самые шумные соседи, звонят турагенту. Хотя турагент, естественно, за это ответственности не несет. Есть четкое понимание, но, повторюсь, вот это дурацкое «где купил, тот и виноват» или задержка рейса — все претензии получает турагент. А есть закон о туризме, который четко гласит, что несет за это ответственность туроператор.
Николай Мельник, эксперт по туризму
Что касается прогнозов, то пальма первенства пока у внутреннего туризма. Он развивается буквально семимильными шагами. Разве что цены не всегда понятны: почему так дорого отдыхать в родной стране? Еще и туристический налог со следующего года появится. С выездным туризмом пока всё не так безоблачно, поскольку туроператоры очень сильно урезают комиссию турагентам. Сейчас она примерно 7%, то есть турист платит сто тысяч за тур, а агентство за него получает около семи тысяч. Еще 1% нужно платить государству. Получается шесть тысяч. Плюс комиссия за то, что турист расплатился по безналу. В итоге 3,5 тысячи рублей за туриста. А еще зарплату своим сотрудникам надо платить. И урезаем 13% НДФЛ. Вот так.
Станет ли фраза «отдыхаем только в России» для наших соотечественников всё более произносимой, зависит от Минэкономразвития. Теперь они за туротрасль в ответе. Ростуризм упразднили ровно два года назад.