На фондовой площадке Музея железнодорожного транспорта в Ломоносовском районе можно прикоснуться к истории
Как можно не любить такой прекрасный локомотив?
Олег Ильин, заведующий НИО истории развития инфраструктуры железных дорог ЦМЖТ РФ
Романтика магистральных путей, паровозных гудков, купейных и плацкартных вагонов. Эти многотонные железные красавцы прибыли на конечную станцию.
Это база хранения подвижного состава. Раньше сюда было не попасть, сейчас мы реорганизовались. По выходным, пожалуйста, или по записи.
Олег Ильин, заведующий НИО истории развития инфраструктуры железных дорог ЦМЖТ РФ
Паровозы-ветераны на заслуженном отдыхе. Это «американец». Сегодня в его топке уже не горит огонь, а когда-то, чтобы эта машина проехала 100 км, нужно было скормить ей несколько десятков тонн угля.
Паровоз серии ЕМ. Эти паровозы производились в США во время Второй мировой войны по заказу СССР. Во время Великой Отечественной войны паровозостроительные заводы СССР занимались выпуском военной продукции, паровозы они производить не могли, поэтому наша страна закупала паровозы в Америке. Здесь у нас стенка топки находится, дверца шуровочного отверстия, там по-английски написано «Баттерфляй». Баттерфляй — бабочка, название неслучайное: раскрываются дверцы на манер крыльев бабочки. Туда попадает уголь, и помощник машиниста раскидывает уголь по всей топке.
Александр Пенин, научный сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта
Существует легенда, что когда Сталин ехал на Потсдамскую конференцию, его паровоз не смог забраться в горку. Так было принято решение о покупке в США тепловозов.
На фондовой площадке Музея железнодорожного транспорта можно прикоснуться к истории, перевести стрелку, побывать в кабине машиниста.
Это не штурвал, это контроллер. А это пульт управления поездом. Диспетчер? Поезд 1788. Странно, никто не отвечает.
Рядом с паровозами и тепловозами хранятся и экспонаты, еще недавно ходившие по рельсам. К примеру, этот состав перевозил начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова. В совещательной комнате по-прежнему можно работать.
Есть кухня, есть нормальные душевые. Гостиница на колесах. Рабочий кабинет. Машина нужна для оперативного управления дорогой, она выезжала на какие-то участки, проводились совещания с сотрудниками.
Олег Ильин, заведующий НИО истории развития инфраструктуры железных дорог ЦМЖТ РФ
Поезда — живые существа. За ними здесь ухаживают и берегут: реставрация экспонатов — одно из направлений работ. В перспективе у музейных сотрудников — подготовка дополнительных путей для новых подлинников и даже открытие вагона-ресторана.
Два экспоната абсолютно действующие, в рабочем состоянии. Эта машина сделана в Чехословакии. Ресторан на этой площадке нужен для того, чтобы можно было накормить наших посетителей. Там рабочая кухня, много посадочных мест, он внутри стилизованный. Есть у нас рецепты от железной дороги. Есть уникальные предметы, подстаканники. Есть еще у нас идея приобщить еще выставку подстаканников. Это именно не кладбище, как некоторые говорят, это технический Эрмитаж.
Олег Ильин, заведующий НИО истории развития инфраструктуры железных дорог ЦМЖТ РФ
Самые известные сегодня высокоскоростные поезда России «Сапсан», «Ласточку» и «Невский экспресс» здесь не увидишь, но когда-нибудь и они станут выставочными объектами и историей железной дороги.