Это не я, это он: банки предложили поделить ответственность за мошенничество с сотовыми операторами
Наворовали мошенники за прошлый год на 27,5 миллиардов рублей. Это данные Центробанка. По сути, можно с грустью констатировать: подобные злоумышленники буквально эксплуатируют банки страны. И банкам это, естественно, не нравится. Дело дошло до письма от банковского сообщества и Национального совета финансового рынка, адресованного в Минцифры. Просят, мол, давайте делить ответственность в случае хищения денег с операторами связи. Ведь по закону если банк допустил перевод на мошеннический счет, то он за это и расплачивается. Но предлагают вот как: если банк предупредили о подозрительном номере, но он всё равно осуществил перевод, то банк деньги и возвращает. Но уж если о подозрительном номере информации не было, то пусть держит финансовый ответ в том числе и оператор связи.
Мы когда еще в 20-м году глубоко погружались в аналитику причин мошенничеств, почему они происходят, что этому способствует и как можно с этим бороться, уже тогда пришли к выводу, что два ключевых игрока — это банки и операторы связи, которые могут минимизировать не на сто процентов, но на девяносто-девяносто пять вот эти случаи. Операторы связи сейчас уже нет, а тогда спокойно пропускали подменные номера, хотя имели все технические возможности это предотвратить. И ничего там сложного, никаких дорогих изысканий делать не надо было, это делалось в простом порядке. Но операторы связи этого не делали, и только когда их законом обязали, запретили выпускать подменные номера, когда за это ввели большие штрафы и эти штрафы стали накладывать, вот тогда возникла ситуация, когда подменных номеров не стало.
Алексей Койтов, председатель Союза потребителей Российской Федерации
Словом, предложение вроде бы здравое и актуальное, однако что делать в тех случаях, когда номер вовсе и не подозрительный? Позвонил человеку какой-нибудь липовый следователь Петров с сим-карты, которая ни в каком спаме ранее не задействована. Поговорил с жертвой час-другой, вынудил взять кредит, а то и несколько, банк эти деньги выдал и всё — какие претензии к сотовому оператору? Он предоставил услуги общения, они не запрещены. Что касается банков, то они всё-таки не беззащитны, уж будем честными, вполне могут анализировать поведение клиента в тех ситуациях, когда дело пахнет обманом. Но насколько качественно эта работа проводится? Вот и сотовые гиганты уже ответили: оператор не должен нести финансовую ответственность за действия абонента и третьих лиц.
Масштаб ответственности, то есть полная ответственность для операторов сотовой связи, конечно, это очень серьезная потенциальная нагрузка, финансовая нагрузка в первую очередь. Абсолютно очевидно, что масштаб мошеннических действий сейчас достаточно большой. И я бы сказал, что в принципе инициатива, наверное, правильная, но перекладывать в некоторых случаях сто процентов ответственности на мобильных операторов — это, наверное, чрезмерная мера.
Максим Чирков, доцент кафедры экономической политики и экономических измерений Института экономики и финансов Государственного университета
Нет, это не камень в банковский огород. К сотовым операторам тоже вопросы есть. Например, почему у некоторых из них по-настоящему действенный антиспам только за отдельные деньги? Тем временем эксперты заявляют, что пока инициатива со стороны банков лишь возвращает нас к вечному вопросу: должен ли производитель инструмента, изначально не предназначенного для причинения вреда, нести ответственность за то, что этот самый инструмент использовали в отнюдь не гуманных целях? И вообще, как бороться с противником, если даже его потенциальная жертва в момент опасности не защищается?
Технически у нас одни из самых продвинутых в мире, если не самые продвинутые, инструменты по борьбе с кибермошенничеством, да и в области кибербезопасности у нас тоже всё хорошо. Но не устану повторять, что в любой системе кибербезопасности самое слабое звено — это сам человек. Соответственно, профилактика значительно дешевле, чем лечение. Точно так же это относится к кибермошенничеству. Необходимо прежде всего прививать людям бдительность и правила цифровой гигиены. Мы можем построить суперсложную систему, основанную на межведомственном взаимодействии, на искусственном интеллекте, на анализе трафика в реальном времени, но если у нас люди не знают, что лучше не надо переходить по ссылке, которая пришла тебе от друга с подписью «Не думал, что ты такой» — ну, как бы тут уже ничего не поможет.
Святослав Пегов, директор центра спортивного программирования, алгоритмической робототехники, кибербезопасности и киберспорта Уфимского университета науки и технологий
Что касается реакции на обращение со стороны Минцифры, то там якобы ответили: формируем свою позицию. А Центробанк продолжает совершенствовать систему выявления уязвимостей банков и регулярно проводит киберучения. Что касается возврата похищенных денег, то показатель пока на уровне всего 10%. Будут ли возмещать эти убытки в будущем и сотовые операторы, пока неясно. Как говорится, перезвоните позже.
