Где смотреть «Щелкунчика» в Петербурге?
2023 год, Москва, нескончаемые очереди в кассы Большого театра. Героиня видеоролика, жительница Красноярска, получила заветный билет на «Щелкунчика», простояв на холоде 59 часов. К счастью, в этом сезоне атаковать кассы Большого театра оффлайн нет необходимости: приобрести билеты можно только в онлайн-формате. Причем есть и новшество: с 2024-го организуют настоящие аукционы, где зрители могут установить свою сумму за билет. Так театр решил спастись от гигантских очередей и перекупщиков. Однако цены всё равно кусаются, а ажиотаж не утихает.
Нас стало много и для нас стало почти обязательным повести детей на «Щелкунчика». Это хорошо, но залов мало. Соответственно, возникает конкурс между людьми, которые соревнуются за места. И здесь возникает та традиция, о которой нужно сказать, это резкое повышение цен особенно в Мариинском театре, которое, к сожалению, началось при Гергиеве. Если вы посмотрите сегодня на цены места и в Большом театре в партере, и в Мариинском, да, впрочем, всюду вплоть до третьего яруса, то у вас глаза откроются широко. Довольно широко они открылись и у Петра Ильича Чайковского, который тоже был человеком совсем не богатым. Те, кто понимают этот балет, остаются на третьем ярусе, либо могут отпраздновать его в другом виде, например, посмотреть хорошую запись старого балета.
Дмитрий Спивак, руководитель центра фундаментальных исследований в сфере культуры Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва
В Северной столице балет Щелкунчик впервые вышел в свет. Сейчас на исторической сцене Мариинского театра спектакль можно увидеть в постановке Василия Вайнонена 1934 года. Именно он первым придумал ставить на роли Маши (Феи Драже) и Щелкунчика (Принца) одних и тех же танцовщиков. Для многих именно эта версия остается той самой рождественской сказкой.
Для меня это вообще дело семейственное. Я смотрю ее еще с трех лет. Я еще помню, как моя мама танцевала на сцене Мариинского театра, который тогда назывался Кировским, главную партию Машеньки в известном балете и как это было прекрасно в зале, сделанном старшим Бенуа. Вот в этом белом с голубоватой обшивкой кресел лож.
Дмитрий Спивак, руководитель центра фундаментальных исследований в сфере культуры Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва
А вот на новой сцене Мариинки дают балет в интерпретации современного художника Михаила Шемякина. В этом балете, вдохновленном причудливыми гофмановскими фантазиями, зритель точно не увидит тихий семейный уют и привычную гармонию классического танца. Однако вот тут стоит отметить, что цены немного спокойнее.
Как артисты его называют, «Шемюнчик», достаточно такая современная постановка. Конечно, у нас есть Михайловский театр с постановкой, обязательно для просмотра, особенно для маленьких детей. Очень сказочный, очень красивый, зефирный, воздушный балет. Я вообще считаю, что «Щелкунчика» нужно смотреть там, где есть дети.
Ирина Бартновская, блогер, балетный критик
«Щелкунчик» — дело семейное, но классический балет на сцене Большого и Мариинского театров детям просто-напросто может быть не интересен.
Они не могут понять всей красоты музыки Чайковского, они еще не приучены к этому и тем более красоты хореографии Вайнонена, это, конечно, больше лакомство для взрослых. Детям нужно действие, им надо, чтобы было интересно. Выход есть, в нашем городе множество частных балетных трупп, которые в эти дни вовсю дают «Щелкунчики».
Ольга Розанова, историк балета, критик, профессор Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой и РГПУ имени А. И. Герцена
Альтернативы есть. «Щелкунчик» становится частью массовой культуры: сейчас придумали множество ярких цирковых шоу и ледовых спектаклей, более доступных для детского восприятия. Например, в постановке Дмитрия Лапшина героев сказки оживляют не артисты балета, а десятки фигуристов: в роли отважного Щелкунчика — Алексей Карпов, а мечтательную Марию исполняет Алиса Блинникова.
Музыка Чайковского, балет, роскошные костюмы — всё как полагается. Однако есть одно небольшое отличие: всё действие разворачивается прямо на льду в исполнении фигуристов. И конечно же, живое звучание симфонического оркестра никто не отменял.
А есть и вовсе бесплатные представления «Щелкунчика». Каждые выходные начиная с 6 декабря каток на Елагином острове превращается в сцену для артистов Петербургского государственного балета на льду. Конечно, каждый вправе выбрать из всего многообразия своего «Щелкунчика». Главное, что остается неизменным, — атмосфера праздника и сказки, которую дарит это произведение.