Фильм «Александр Невский» отмечает 85-летие
Есть у нас поговорка: с родной земли умри, да не сходи.
Фильм Сергея Эйзенштейна после выхода на большой экран расхватили на цитаты. В народ ушло и знаменитое изречение, которое стало неотъемлемой частью уже не кинематографического, а исторического образа князя в массовом сознании.
Если кто с мечом к нам войдет, тот от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля.
По указанию ЦК Партии Сергей Эйзенштейн выбирал из трех сюжетов: можно было снять про Минина и Пожарского, Ивана Сусанина или Александра Невского. Выбор на великого князя пал потому, что о нем была всего лишь одна страница в летописи. «Как я сделаю, так оно и будет», — ответил режиссер.
Александр Невский был воплощением силы и мощи государственного ума. И военного, и политического деятеля, который знал, как отстаивать интересы народа. В этом смысле Александр Невский воспринимается абсолютно как народный герой. Мифологический, но народный.
Сергей Ильченко, киновед
После выхода на экран фильм подвергся критике со стороны историков, но мир кино бы никогда не принял картину с восторгом, будь это просто государственный заказ. Скрытые библейские детали и обрисовка операторами портрета Александра Невского в роли Николая Черкасова по законам иконописи — вызов в условиях антирелигиозной политики тех лет.
Зовите Александра! Мертвый Псков, зовет тебя, Ярославич!
После подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году картину сняли с проката, но образ захватчиков и гонителей русского народа стал актуален уже через два года. Яркие параллели Эйзенштейна читались, несмотря на разрыв эпох: казнь псковичей тевтонцами — геноцид советского населения, предательство псковского посадника Твердило — отсылка к власовцам.
Если бы у нас не было такого кино в 30-е годы, мы гораздо бы труднее выиграли Великую Отечественную войну. Идея защиты Отечества, идея защиты идей революции, строительства нового общества, которые внушались и справедливо внушались в советском кинематографе.
Сергей Ильченко, киновед
Для съемок были возведены декорации Пскова и Новгорода. Знаменитое поглощение черными водами Чудского озера тевтонских рыцарей сняты в бассейне, льдины — куски пенопласта, а многочисленные батальные сцены поставлены в павильонах Мосфильма.
Образ Александра Невского актуален и сегодня. Бойцы носят лик святого на шевронах. С именем князя идет в бой добровольческий отряд «Невский».
Чтобы не получилось как с некоторыми историческими картинами современности, которые вызывают критику, нужно обращаться к производственному опыту «Александра Невского», и государству не стоит бояться личного контроля и ответственности.
Тимур Зайнуллин, медиаисследователь, руководитель ЦУР Ленинградской области
Фильм «Александр Невский», который мы видим сегодня, — черновой вариант режиссера, но именно его увидели зрители. За эту работу великий режиссер получил ряд премий, а самое главное — признание всего мира.