Музыкальный слух: как дефектоскописты обеспечивают безопасность пассажиров на железной дороге
О людях не самой заметной, но очень важной
профессии - в репортаже корреспондента Софьи Королёвой.
У меня сейчас в руках ручной искатель, угол ввода ноль градусов, ультразвук идёт вертикально. Отражение идёт от подошвы рельса, а это уже ловит болтовое отверстие.
Сергей Киселев, оператор дефектоскопной тележки
Много ли профессий мы знаем на железной дороге? Машинист, проводник, дежурный — да, пожалуй, в общем-то и всё. Однако мало кто знает тех специалистов, чей ежедневный труд не заметен обычному человеку. Однако именно эти специалисты на Октябрьской железной дороге обеспечивают безопасность движения пассажирских и грузовых поездов и, конечно, отвечают за безопасность человека. Одна из таких профессий — дефектоскопист или, как правильно говорить, оператор дефектоскопной тележки.
Софья Королёва, корреспондент
С помощью дефектоскопной тележки проводят так называемое
прозвучивание каждой части рельса ультразвуком.
Когда мы начинали работать — всё опиралось только на слух. Нужно было, можно сказать, музыкальный слух иметь. Эту трещину можно было поймать только слухом. А потом уже визуально как-то определить. Очень трудно было. А сейчас рельс даже на экран можем вывести и посмотреть, где именно эта трещина находится — в головке, в шейке, в подошве рельса.
Григорий Купрацевич, оператор дефектоскопной тележки
Прямо сейчас дефектоскописты контролируют состояние рельсов на предмет трещин, выкрашиваний, седловин, а главное — с помощью этой тележки — на предмет изъянов, незаметных человеческому глазу, но таких, которые могут привести к излому рельса и, как следствие, к нарушению безопасности движения, вплоть до схода вагонов.
Софья Королёва, корреспондент
За 2021 год операторами дефектоскопных тележек нашего цеха было обнаружено три остродефектных рельса. Если бы они не были своевременно обнаружены — могли бы быть непредвиденные последствиям, вплоть до разрушения рельса, схода поезда. То есть в данной профессии должны работать очень ответственные, квалифицированные люди.
Наталья Каракулова, начальник участка диагностики Зеленогорской дистанции пути
Григорий Купрацевиц в профессию пришёл сразу после армии, 30 лет
назад. Работой гордится. У дефектоскопистов РЖД даже свой
профессиональный праздник есть — 2 февраля. Об это мало кто
знает, но они не обижаются, делают своё дело во благо
безопасности людей.
Сейчас я нахожусь на территории Финляндского вокзала. Ежедневно здесь курсируют 50 пар пригородных поездов, включая скоростную Ласточку, а также международный поезд Аллегро. Такие участки проверяются 30 раз в год.
Софья Королёва, корреспондент
Сергей Киселёв проводит уточняющий контроль сварных
соединений. Аппаратура показывает: всё в норме.
Работа физически сложная, надо каждый год обязательно проходить медкомиссию, кто не проходит — тех отстраняют от работы. Работа требует понимания вот этого ультразвука, знания аппарата.
Сергей Киселёв, оператор дефектоскопной тележки
Если дефекты всё же найдены, составляется уведомление,
которое отдают мастеру пути. Согласно нормативу, остродефектный
рельс обязаны заменить в течение 3 часов. За день бригада
проходит порядка 8 километров. Общая протяжённость участка: 158 километров, до границы с Финляндией.