Цветущий сад в стеклянной колбе: Музей флорариумов в Петербурге
В этом петербургском музее экспонаты не просто стоят на полках — они живут, дышат и растут. Это целые миры за стеклом, которые называются флорариумы. И у каждого из них есть своя создательница.
Растениями я увлекаюсь с детства, вообще просто сколько себя помню, лет с пяти, наверное. У меня была коллекция кактусов, я выращивала кактусы из семян, потом в подростковом возрасте было увлечение бонсаями, я там тоже из желудей выращивала, дубы, как-то сосны, еще что-то. Вот. А потом уже со временем это увлечение трансформировалось в увлечение флорариумами.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
Идея создать музей пришла позже. Долгое время Анна копила знания, навыки и исторические сведения, и в какой-то момент ей захотелось рассказать о флорариумах всем.
Влага оттуда не испаряется, она оседает в виде конденсата на стенках, дальше стекает по стенкам вниз и таким образом опять пополняет запасы влаги для растений. Это первое. Второе. Растения в течение дня посредством фотосинтеза выделяют кислород, который там же внутри и остается, а ночью они этот кислород поглощают обратно, выделяют углекислый газ. То есть такой вот замкнутый цикл, который постоянно пополняет нужды растений в том, что им необходимо.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
Этот способ содержания растений открыли несколько столетий назад, и аналог первого в истории флорариума хранится именно в этом музее.
Это аналог первого флорариума, который был придуман в начале 19 века британским врачом, хирургом Натаниэлом Уордом. Совершенно случайно, в ходе случайного эксперимента он обнаружил, что папоротники прекрасно растут в закрытых емкостях в стеклянных бутылочках. Он повыращивал какое-то время папоротники в бутылочках, потом решил соорудить деревянный ящик со стеклянными вставками.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
Позже другой гений, Луис Комфорт Тиффани, сын знаменитого ювелира, дал флорариумам новую жизнь и изящную форму. Он придумал оборачивать каждое стеклышко медной фольгой, что позволило создавать объемные витражные конструкции. С тех пор флорариумы стали не просто практичными контейнерами, а предметом искусства. И в музее Анны они представлены во всем своем разнообразии: от исторических моделей до самых современных, вроде этого, спрятанного в кофр от швейной машинки.
Такую форму он имеет, потому что мы делали как раз таки этот флорариум под кофр от швейной машинки «Кайзер». Вот так вот он закрывается. Все думают, что там швейная машинка, а потом мы вот так вот ловким движением руки открываем, а там у нас флорариум.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
Но чтобы по-настоящему понять магию флорариумов, лучше один раз создать его своими руками. Анна предложила нам посадить бонсай — фикус Гинсенг — в открытый флорариум, сделанный по той самой технике Тиффани. И для начала нужно было выбрать дерево.
Надо смотреть и на крону, и на корень, в общем, какое на вас больше смотрит и улыбается.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
На следующем этапе заполняем дно нашего стеклянного дворца керамзитом, который будет впитывать лишнюю влагу. Затем выкладываем первый слой грунта, и появляется первый шанс для фантазии — с помощью цветного песка можно создавать узоры.
Смотрим, что получилось. Такое мне очень нравится.
Переходим к главному — пересадке дерева. Пересаживается оно методом перевалки. Это значит, что корень переваливают вместе с комом земли, не травмируя его и не разбирая.
Чуть-чуть убираем сверху то, что само отваливается, там, где нет корней наверху. Просто вот так вот смахнули. И чуть-чуть у нас с вами задача вот эти вот корешочки, которые боковые, вот эти вот, немножечко подраспушить.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
Это важно сделать, чтобы растение быстро сообразило, что что-то изменилось, и начало осваивать новое пространство. После этого дерево погружается во флорариум и засыпается землей. Вокруг него создаем украшение из небольших растений.
Тут мы не очищаем ничего сильно от земли, слегка вот так вот почистили, и ваша задача сейчас взять и выкопать вот здесь, вот отступив от стекла, чтобы в пески не вкопаться, да, выкопать достаточно глубокую ямку, чтобы вот это всё туда уместилось, да.
Анна Вакели, руководитель студии и музея флорариумов «Flora-glass»
Затем снова наступает момент декорирования. Украшаем флорариум на свой вкус. Для этого можно использовать что угодно: цветные камни, сухоцветы, декоративный мох, — и в итоге получается целая картина.
Обратите внимание. Еще буквально полчаса… я и представить себе не мог, что с помощью Анны способен такую красоту создать.
Оказывается, создать свой собственный мир за стеклом под силу каждому. Главное — знать несколько простых секретов, которым уже сотни лет. И теперь эти знания живут здесь, в Петербурге, превращаясь из увлечения одного человека в искусство, доступное всем.