Что изменится в российских школах с 1 сентября этого года?
Москва, национальный центр «Россия». Родители из более чем полусотни российских регионов приехали послушать министра просвещения Сергея Кравцова. И не только потому, что через несколько дней — новый учебный год. А потому, что много нового намечается. Вот и ведущий один из вопросов задает министру, что называется, в лоб и от народа: вернем кое-что из хорошо забытого старого?
— Отметка за поведение с нового учебного года будет ли введена?
— Вы знаете… Ну, а Вы как считаете, Константин Альбертович?
— Сергей Сергеевич, я — за. Я считаю, что это сигнал родителям.
— А давайте мы спросим у зала, кто считает, что за?
— Поднимите руку, кто за.
— Подавляющее большинство.
И хотя львиная часть зала подняла руки вверх, Сергей Кравцов отметил: всё будет аккуратно, проект пилотный. Мол, есть три модели, чтобы до конца года определиться с одной из них, а затем уже предлагать ее для распространения. Но оценка за поведение — это далеко не единственное нововведение. И к которым в 47-м регионе начали готовиться еще задолго до 1 сентября 2025-го.
Например, школам предложены единые расписания, несколько вариантов, мы их будем адаптировать к нашим условиям. Это поурочное планирование, изменение количества часов истории и обществознания. Это введение модуля «История родного края» и многое другое. Документ действительно большой, мы начали изучать его с весны прошлого года, и на сегодняшний момент изменения уже в наших образовательных организациях внесены, и мы начинаем с эти работать.
Вероника Реброва, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области
А еще грядут изменения в проведении контрольных работ: их длительность не должна превышать 10% от всего объема учебного времени. Например, в старших классах — 102 урока русского языка, значит 10 из них — на проверочные. Кроме того, в начальных классах сократят часы на изучение родного языка, то есть языков народов, населяющих Россию: аварский, бурятский, татарский и так далее. Первоклассникам на родную речь — час в неделю, ребятам со второго по четвертый классы — два часа в неделю.
А вот новые лимиты на выполнение домашних заданий. Каждому возрасту, то есть, классу, свои временные рамки, поскольку, по словам представителей Минпросвещения, у первоклашек и выпускников разные биоритмы и нагрузку следует распределять равномерно.
Правда, по словам экспертов, до конца не совсем понятно, зачем это вообще вводится. Ведь всё уже давно описано.
Дело в том, что эта норма прописана в санитарных нормах и правилах. Это не новая история, она существует уже несколько лет, то есть в СанПиНе прописаны нормы нагрузок как раз дома, для домашних заданий. Это такая условная величина. Учителя при планировании работы должны рассчитывать на среднестатистического ребенка, который будет примерно вот столько времени отводить на домашнее задание по предмету. Раньше это просто регулировалось количеством заданий в учебнике, в конце параграфа какое-то количество заданий. Но всё равно учитель имеет право самостоятельно отрегулировать, добавить задание, убавить задание, поставить другие. Это его право, по Закону об образовании это полностью полномочия школы и учителя. И регулировать это может только опытный учитель, который действительно может представить, сколько в среднем его класс будет этим заниматься.
Михаил Богданов, председатель ассоциации «Санкт-Петербургский родительский комитет»
Одна из главных новостей — из расписания 6-7 классов уберут обществознание и заменят его 34 часами истории родного края. А в 8-9 классах предмет пока остается, час в неделю. Правда, со следующего учебного года, то есть с 1 сентября 2026-го, его также уберут из расписания восьмиклассников, увеличив количество часов по истории как всемирной и российской, так и родного края.
И еще об одном пилоте, касается он учителей, точнее их зарплат. С 1 сентября в Удмуртии, а также Владимирской и Сахалинской областях заработает схема, цель которой — равномерно распределить нагрузку и справедливо за нее платить. 70% зарплаты будет состоять из фиксированного оклада за ставку, а остальные 30% — из стимулирующих выплат, которые устанавливает школа.
Я бы очень хотел, искренне, чтобы всё-таки в 9 классе те ребята, которые идут в колледж, могли бы сдавать внутренний экзамен в школе, в традиционной форме отвечать по билетам, пусть это даже будет письменная работа, которую сами сотрудники образовательного учреждения для них подготовят либо сделают по стандартам, по единому конструктору. А ОГЭ сдавали бы только те, кто идет в 10-11 классы, кто потом будет Единый государственный экзамен сдавать. Хочется этого. Чтобы те ребятки, которые идут получать профессию после 9-го в колледж, для них не было такого стресса, чтобы они спокойно по конкурсу аттестатов поступали и получали профессию.
Иван Хеорхе, учитель истории и обществознания МБОУ «Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского»
И, конечно же, несколько слов о школьной форме, новости о которой совсем недавно буквально взорвали сеть, мол, форма будет единой. Но вскоре выяснилось: это не так, речь идет лишь об общих технических требованиях для производителей. В том числе прописаны характеристики ткани. В остальном образовательные учреждения и дальше сами устанавливают требования к внешнему виду учеников. Учитывая мнения детей и их родителей, конечно.
Кстати, о родителях, но уже не о нововведениях. В Роскачестве уточнили, можно ли не сдавать деньги на ремонт и подарки учителю. Вкратце ответ таков: школьное образование по закону бесплатное, ремонт, оборудование и учебники закупают за счет бюджета. Поэтому можно и не сдавать. А если намекают, что всё-таки нужно сдать, то можно в ответ намекнуть, что это не совсем законно и за такие «просьбы» можно дойти вплоть до прокуратуры. А в остальном ждем нового учебного года. В том числе и в Ленобласти, конечно.