Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Что изменилось в Ленобласти за два года мусорной реформы

© Анастасия Илюшина для ЛенТВ24
В пресс-службе Регоператора Ленинградской области рассказали о промежуточных итогах первых лет.

Создание и бесперебойная работа регионального оператора

Одним из ключевых элементов новой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, созданной в рамках «мусорной реформы», стало создание новой структуры - регионального оператора – лица, ответственного за сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию и размещение твердых коммунальных отходов. На территории Ленинградской области по результатам проведенного Правительством региона конкурса в 2018 году таким региональным оператором стало АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Задача Регионального оператора обеспечить сбор и транспортирование твёрдых коммунальных отходов от контейнерных площадок, на которых складируются отходы физическими и юридическими лицами, до объектов обработки и захоронения отходов (мусоросортировочных комплексов и полигонов). Также, необходимо обеспечить четкий контроль за тем, чтобы каждый килограмм произведенных ТКО поступил на объекты обработки и размещения и ни при каких обстоятельствах не оказался в непредназначенных для этого местах (лесах, полях, оврагах и т.п). 

«Любая реформа – это тем более длительный процесс, чем большее количество в нем участников. Несмотря на это, уже сейчас в Ленинградской области не только выстроена прозрачная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами и подготовлены проекты современных мусороперерабатывающих комплексов, но и изменилось отношение к отходам, теперь все знают, мусор – это сырье». Таких результатов невозможно было бы достичь без соответствующего уровня менеджмента. Здесь спасибо Александру Юрьевичу за работающую и выстроенную систему взаимодействия органов государственной власти региона, – Антон Бучнев.

Контейнерные площадки

Места накопления отходов – контейнерные площадки для ТКО являются собственностью органов местного самоуправления, управляющих компаний многоквартирных домов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Собственники контейнерных площадок отвечают за их строительство, обустройство, включая приобретение для них контейнеров, и внесение площадок в соответствующий реестр муниципалитета.

В ноябре 2019 года на обслуживание региональному оператору было передано 6 400 контейнерных площадок, по состоянию на 1 ноября 2021 года региональный оператор регулярно обслуживает 16 689 контейнерных площадок.

Использование контейнерных площадок невозможно без контейнеров. Несмотря на ограничение тратить не более 1 процента своей выручки на закупку контейнеров региональный оператор совместно со своими подрядчиками осуществил закупку 3 367 контейнеров в 2020-м году, и 2 707 в 2021м. Кроме того, перевозчики закупили и поставили на контейнерные площадки более 8 000 баков. Таким образом общие инвестиции в контейнерное хозяйство региона составили более 200 млн руб. 

Перевозчики

До мусорной реформы отсутствовала необходимая информация о количестве, объеме, составе и потоках ТКО от мест образования до мест их обработки, утилизации и размещения. В каждом муниципальном образовании вывозом мусора занимались свои перевозчики, которые сами договаривались с отходообразователями о цене транспортирования, включая стоимость размещения отходов, и сами решали куда возить и в каком объеме. Зачастую в целях сокращения затрат, собранные ТКО не довозились до официальных мест размещения (полигонов), а превращались в свалки в лесах, полях и т.д.

С 2019 года, региональный оператор, являясь уполномоченной организацией по обращению с ТКО, полностью контролирует все «мусорные» потоки от момента сбора с контейнерной площадки до момента их поступления на объекты обработки и размещения. Ни один перевозчик не может получить плату за вывоз ТКО без подтвержденных документов о поступлении соответствующих отходов на объекты обработки и размещения. 

Система сбора и транспортирования отходов в Ленинградской области организована через трёх генеральных подрядчиков регионального оператора: Спецтранс 47, Спецтранс 6, Спецтранс 1, которые обслуживают территории как самостоятельно, так и привлекая субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства. Перевозчики регионального оператора отвечают за комплектность и исправность автопарка, регулярный выход на линию машин, оборудованных трекерами системы ГЛОНАСС, за качество погрузки и транспортирование отходов, оформление всех необходимых документов. В Ленинградской области ежедневно на линию выходит 400 единиц спецтехники. Региональным оператором заключены договоры со всеми действующими полигонами, в них четко прописано, что принимается для размещения только ТКО, привезенные перевозчиками регионального оператора, машины которых занесены в информационную систему. Таким образом, вся система транспортирования твердых коммунальных отходов стала полностью прозрачной для всех участников: перевозчиков, жителей и государства. Контролируются все потоки ТКО от контейнерных площадок до объектов обработки и размещения и ни один перевозчик, который работает без договора с региональным оператором, не сможет разместить отходы на полигоне.

«Для того, чтобы успешно работать на территории необходимо обновить баки, содержать в надлежащем состоянии автопарк, соответственно, чем он «моложе», тем меньше поломок и чётче соблюдение графика. У нас средний «возраст» машин 1,5 года, часть машин предназначена для обслуживания заглубленных баков, которые всем нравятся, но не каждым перевозчиком могут обслуживаться. На мой взгляд, результатом реформы можно назвать прежде всего отсутствие возможности «смухлевать», т.е забрать отходы и не довезти их до полигона. Правда, это касается только твёрдых коммунальных отходов.», – говорит генеральный директор Спецтранса 47, Владимир Куксин.

Ленобласть закупит более 900 контейнеров для раздельного сбора отходов

Объекты размещения отходов

С целью увеличения мощностей обработки и утилизации, а также для уменьшения последующего объёма захоронения, объекты, находящиеся в собственности регионального оператора, направляются на реконструкцию, предусматривающую обновление технологического оборудования, а также увеличение их производственной мощности.

Так, к 2021 году проведена реконструкция объекта обработки и размещения - мусоросортировочного комплекса и полигона, расположенного в Приозерском районе у д. Тракторное. Обновлено технологическое оборудование, введены в эксплуатацию автоматизированные линии сортировки.

С целью создания новой современной системы обращения с отходами в Ленинградской области региональный оператор, выступая как инвестор проекта по строительству экотехнопарка г. Кингисепп, завершил проектирование флагманского комплекса переработке отходов в промзоне «Фосфорит», Кингисеппского района.

На объекте предусмотрена установка роботизированного цеха по отбору вторичных материальных ресурсов, автоматических сепараторов и постов сортировки. Рассортированные отходы по соответствующим фракциям, пригодные для переработки, будут сформированы в товарные партии и направлены переработчикам. Крупногабаритные отходы, путем дробления, превращены в гомогенизированную массу, которая в последствии может быть применена в строительстве, например, для отсыпки дорог. Для органических отходов проектом предусмотрен участок биокомпостирования, где отходы после сушки превращаются в техногрунт.

Расчётные мощности проекта составляют 300 тыс. тонн в год, из которых порядка 60 % будут переработаны.

Введенный в срок новый отвечающий всем экологическим требованиям комплекс по переработке отходов в Кингисеппском районе позволит создать фундамент новой эффективной системы обращения отходов всей южной части Ленинградской области. Стоимость проекта составляет более 3 млрд.

© Анастасия Илюшина для ЛенТВ24

Ликвидация свалок

Одна из задач регионального оператора – работа по организации ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. После поступления обращения с координатами или адресом размещения несанкционированной свалки, сотрудники регионального оператора устанавливают собственника земельного участка, на котором образовалась несанкционированная свалка ТКО, затем направляют требование собственнику земельного участка о ее ликвидации. В случае отказа – организуют передачу всех необходимых документов в органы государственного экологического надзора о привлечении собственника к административной ответственности.  

Кроме того, региональным оператором организована работа по уборке и вывозу несанкционированных свалок по договорам с органами местного самоуправления и собственниками земельных участков. В частности, только за 2021 год силами регионального оператора было убрано 5000 м3 свалок. 

С 2021 года, жители, которые организуют местные субботники, могут обратиться в адрес регионального оператора для содействия в вывозе и утилизации отходов. Так, за три месяца было проведено 7 субботников и вывезено около 100 м3 отходов.

Квадрокоптеры Госэконадзора патрулируют несанкционированные свалки Всеволожского района

Органы местного самоуправления

Результат перехода на новую систему обращения с отходами – это слаженная работа всех ее участников, к которым помимо регионального оператора и отходообразователей относятся и органы местного самоуправления 1 уровня – городские и сельские поселения. Администрации поселений, являясь собственниками общедоступных контейнерных площадок, отвечают за их строительство, обустройство, включая закупку контейнеров, а также за их содержание, в том числе уборку.

В местах накопления ТКО на контейнерных площадках можно складировать только крупногабаритные и твёрдые коммунальные отходы. В случае незаконного размещения гражданами или юридическими лицами строительного мусора и автомобильных шин на контейнерных площадках, администрации поселений вынуждены за счет средств местного бюджета обеспечивать их вывоз путём заключения отдельного договора с перевозчиком таких отходов. В настоящее время только часть муниципалитетов заключили необходимые договоры на вывоз строительных и иных отходов, не относящихся к ТКО с контейнерных площадок. По состоянию на ноябрь 2021 года всего 25 поселений заключили такие договоры с региональным оператором или другими перевозчиками.

32 поселения организовали совместную работу с региональным оператором по ликвидации несанкционированных свалок.

© Анастасия Илюшина для ЛенТВ24

Коммерческие отходообразователи 

Участниками мусорной реформы являются не только физические лица, но и коммерческие отходообразователи. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в нежилых помещениях, используют для складирования образующихся у них твёрдых коммунальных отходов как собственные контейнерные площадки, так и муниципальные, а значит являются участниками системы обращения с отходами. 

По состоянию на 1 ноября региональным оператором заключено порядка 13 800 договоров с коммерческими отходообразователями, в том числе с 2040 садоводствами.

Сотрудники регионального оператора совместно с комитетом государственного экологического надзора и администраций регулярно проводят проверки по выявлению предпринимателей, осуществляющих деятельность без договора с региональным оператором, или пользующихся услугами теневых перевозчиков для последующего привлечения их к административной ответственности и понуждению к заключению договоров с региональным оператором.

Раздельный сбор

С целью увеличения доли перерабатываемых отходов организована система придомового раздельного сбора. С декабря 2020-го года за счет собственных средств региональным оператором оборудовано 520 контейнерных площадок баками для сбора пластика и стекла. Все баки оборудованы подробными инструкциями о типах отходах, которые можно направлять в переработку.

В настоящее время раздельный сбор отходов доступен для населения в 9 районах Ленинградской области. Жителями региона в переработку направлено 351 тонны стекла и 73 тонны пластика.

«Показатели, достигнутые нашими коллегами это результат системной и поэтапной работы. Сегодня идёт процесс формирования нового рынка в рамках экономики замкнутого цикла. Важный этап в этом процессе подготовка всех участников к переходу к залоговой системе, решение нормативных, инфраструктурных, просветительских задач. А также внедрение типовых технологических решений, например, таких как фандоматы, «умные» урны, датчики наполняемости контейнеров и др.

Есть пословица «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», на самом деле не сорят только там, где убирают. Среда формирует и мотивирует людей на новое экомышление», – Панченко Михаил, советник генерального директора ППК РЭО. 

Теги: мусор экология мусорная реформа свалки раздельный сбор
Лента новостей
Все новости