В Подпорожском районе изучают памятники деревянного зодчества
Церковь Воскресения Христова - уникальный памятник деревянного зодчества русского севера, как на него ни посмотри. Для русского православного храма архитектура нетипичная: например, обширный кряжистый сруб с десятью гранями. Ещё у церкви удивительная судьба. Служба здесь практически никогда не прерывалась, хотя построен храм еще в 17 веке.
Весь вопрос сохранения памятников начинается с комплексных научных исследований. Невозможно говорить ни о каком сохранении, если мы не обладаем большим количеством материала – достоверного, подробного, качественного.
Ксения Губинская, заместитель председателя комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области
Снаружи инженеры проводят геодезическую съемку. На основе полученных данных будет построена 3д-модель храма. Заодно это и возможность пристальнее следить за сохранностью памятника.
Сначала закрепляются марки в нужны местах. Где они будут иметь большую сохранность. Потом мы все марки координируем, на них есть координата, высота. И в дальнейшем, с помощью этих марок можно следить за состоянием объекта – просадкой и всем остальным.
Сергей Черняев, инженер-геодезист
Внутреннее убранство представляет не меньший интерес. Вопросов больше, чем ответов. Главное внимание - иконостасу. Задача искусствоведов и историков - выяснить время создания каждой иконы. Известно, что сам иконостас 17 века. Но он был поновлён 2 века спустя. Поэтому под образами может быть скрыт ещё один слой.
Мы знаем, что иконостас был переписан, поновлён в 1874 году. И мы пытаемся понять, что там есть под ним, и какого времени. Так, чтобы иконостас свой родной сохранился на месте – такого в Ленобласти в деревянном храме нет больше нигде. Второе – храм датированный. При определенных условиях и исследованиях мы можем подвязать к этой дате большое количество икон. С точки зрения живописи этого Присвирского региона это очень интересно.
Ирина Антропова, сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея
Цель экспедиции - не только исследовать, но и помогать. Некоторые иконы в церкви время всё-таки не пощадило. Поэтому специалисты Русского музея ведут противоаварийные работы. а именно - так называемую консервацию поверхности красочного слоя. Именно так тёмные, почти неразличимые надписи и силуэты иконы снова обретают цвет.
Вот специальным инструментом – шпателем – я укрепляю подвяленную поверхность красочного слоя. Здесь есть такие приподнятости. И вот чтобы их положить на место, их надо проклеить специальным клеем и потом аккуратненько их положить на место.
Жанна Максименко, ведущий реставратор Русского музея
Обследование - это только первый этап экспедиции и далеко не последний. Все работы, на которые, кстати, выделен губернаторский грант, продолжатся до конца года.
Это капля в море по сравнению с той работой, которая будет проделана уже потом. Будут сделаны выводы, рекомендации, предложения по сохранению самих объектов и по сохранению иконостаса.
Татьяна Черняева, заместитель председателя ленинградского областного отделения ВООПИиК
Экспедиция - это еще про преемственность, продолжение традиций, по исследованию памятников деревянного зодчества, которое началось еще в 19 веке.
Можно вспоминать имена Даля, Гробаря, Билибина. Благодаря их экспедициям, в свое время совершенным, возник очень большой интерес как научный, так и общественный к изучению наследия русского Севера. В какой-то части мы возобновляем эту традицию. Она не заканчивалась в советское время, но сейчас мы подходим к этому на совершенно другом технологическом уровне.
Владимир Цой, заместитель председателя правительства Ленинградской области, председатель комитета по сохранению культурного наследия
Исследованием церкви в Важинах экспедиторы не ограничатся. Впереди изучение шедевров деревянного зодчества в деревнях Гимрека и Щелейки.