Целевое обучение и отложенные трудовые договоры со школьниками: разбираемся в деталях
Сразу несколько крупных телеграм-каналов бьют тревогу: оказывается, школьников хотят загнать в настоящую кабалу, заранее заключая с ними трудовые договоры. Якобы с такой инициативой выступили профсоюзы. Звучит абсурдно, но сейчас уже почти ничто не удивляет. Однако стоит просто вбить ключевые слова в поисковик, и тут же обнаруживается, что речь идет вовсе не о школьниках, а об учениках на производстве. Стремление защитить права работников, выполнить поручение президента, данное еще в 2023 году, и просто убрать нелогичный момент из трудового законодательства нам подтвердили и в самой Федерации независимых профсоюзов.
В случае успешного завершения ученичества с лицом, ищущим работу, может быть заключен трудовой договор в срок, предусмотренный ученическим договором. Что здесь режет слух? Может быть заключен трудовой договор. Мы все понимаем, даже не будучи юристами, что трудовой договор, который может быть заключен, может быть и не заключен. В юриспруденции это называется диспозитивная норма, а нам нужна императивная, которая четко устанавливает обязанности работодателя в соответствии с поручением президента, который твердо указал на то, что у ученика должна быть гарантия трудоустройства.
Елена Косаковская, заместитель руководителя департамента социально-трудовых отношений и социального партнёрства аппарата ФНПР
Получается, наши не очень профессиональные коллеги из телеграм-каналов, спутали школьников с учениками на производстве. Нас же удивляет, что до сих пор, несмотря на признанный кадровый дефицит на производстве, работодатели вообще не гарантировали своим ученикам трудоустройство. То есть могли привлекать молодых рабочих якобы учиться, а на самом деле — выполнять работу за стипендию в размере МРОТ. Ликвидировать такую лазейку точно необходимо. В том числе и с помощью заключения перед началом учебы отложенного трудового договора. Но какие гарантии трудоустройства уже сейчас всё-таки есть у школьников?
В стране уже вполне успешно реализуется программа целевого обучения на основе договора между будущим работодателем и студентом. В рамках такого соглашения студент получает образование, зная, что после окончания вуза или колледжа он будет гарантировано трудоустроен в компанию. Это вполне успешная практика, и многие крупные работодатели ее применяют.
Олеся Нейкова, HR, вице-президент Ассоциации профориентологов, карьерный коуч
Целевое обучение направлено на то, чтобы побороть кадровый голод. К сожалению, такая проблема существует. Особенно она актуальна для отдаленных населенных пунктов и для вредной или тяжелой работы. Правда, свои подводные камни есть и здесь. Проходной балл на целевое значительно ниже, чем на бюджет. Поэтому такой лазейкой пользуются те, кто понимают, что экзамены на «сотку» не сдадут, денег на оплату учебы нет, а диплом получить хочется. Очень многие не планируют потом отрабатывать положенные несколько лет в сельской школе или на вредном производстве. А работодатели часто решают просто не начинать судебные разбирательства с выпускниками. И это при том, что целевое обучение регулируется федеральным законом об образовании и в целом процедура открытая и прозрачная. Если же предположить, что работодатель будет заранее «бронировать» себе школьников трудовым договором, то количество разного рода махинаций с обеих сторон сильно возрастет.
Сложности могут возникнуть в том, что сам по себе этот договор отложенного трудоустройства будет содержать не все положения, а будет отсылать к каким-то внутренним положениям предприятия, должностным инструкциям, коллективным договорам и каким-то локальным актам, и чтобы понимать вообще, на какое предприятие будущий выпускник трудоустраивается, нужно изучать будет не только этот договор, но и локальные акты, на которые будет отсылка.
Артём Сергеев, генеральный директор ООО «Юридическая компания Гарда»
Еще одна проблема и существующей практики целевого обучения, и несуществующего предложения профсоюзов — неустойчивость взглядов на жизнь у самих школьников. Свойственные подросткам размышления о своем месте в мире, стресс от подготовки к выпускным экзаменам — в такой атмосфере они выбирают свой будущий профессиональный путь.
Как профориентолог, работающий со школьниками и подростками, я вижу, как часто меняются их интересы и приоритеты даже в рамках одного года. Что уж тут говорить о перспективе нескольких лет, за которые нужно сначала окончить школу, потом получить среднее специальное или высшее образование и выйти на работу.
Олеся Нейкова, HR, вице-президент Ассоциации профориентологов, карьерный коуч
Таким образом, новости о выдуманной инициативе профсоюзов обнажили реальные проблемы, которые есть у практики целевого обучения. Здесь и студенты, которые обманывают работодателей, и властные родители, которые хотят заставить своих детей не только выучиться на нелюбимую специальность, но и работать по ней. Сюда же — невозможность предугадать, как изменится рынок труда и, главное, заработная плата в той или иной сфере. Вот и получается, что кадровый голод остается большой проблемой, а по специальности работают только 53% россиян. И решить эту проблему целевое обучение пока что не может. Что уж говорить об отложенных трудовых договорах.