Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Будущее рядом: все трамваи Петербурга будут под управлением искусственного интеллекта

Петербург стал первым российским регионом, который массово внедрил отечественные технологии искусственного интеллекта в сферу общественного электротранспорта. Корреспондент ЛенТВ24 Егор Парфенов разбирался, как работает такая система и смогут ли беспилотники оставить машинистов без работы в будущем.

Сейчас на пути выйдет человек, я в управление не вмешиваюсь.

Кажется, еще мгновение — трагедии не избежать, но умная система оперативно реагирует на помеху и плавно тормозит состав.

Всё, трамвай остановился, дальше не пойдет.

Система отслеживает состояние водителя в реальном времени. Стоит машинисту задремать, как трамвай автоматически встанет на месте.

Сейчас я закрою глаза, и трамвай остановится. Чтобы он поехал, мне надо подтвердить, что я в состоянии вести трамвай дальше, надо нажать на кнопку.

Ориентироваться в пространстве и вовремя замечать даже мельчайшие детали водителю и трамваю помогает искусственный интеллект. Технология умеет распознавать людей, машины, дорожные знаки, светофоры при помощи различных гаджетов на борту.

Радар, камеры и с десяток других умных датчиков — всем этим оборудованием оснащен трамвай. Аппаратный комплекс помогает не только избежать столкновений, но и регулировать скорость машины на крутых поворотах.

Оборудованием оснащены более 80 современных конок Горэлектротранса. Из них одна пятая активно используется на маршрутах почти год в тестовом режиме. В 2022 году первопроходцами стали трамваи №24, которые к этому маю откатали более полутысячи километров.

Систему активной помощи водителю, или Cognitive Pilot, планируют внедрить повсеместно и установить на все трамваи по мере обновления парка. «Старичков» лишат такой привилегии и отправят в утиль. Через пять в Горэлектротрансе не исключают, что плавно начнут переходить на беспилотные технологии. Однако даже при новой политике машинисты без работы не останутся.

Я думаю, что водитель преобразится в бортинженера и будет помогать слабым людям, следить за безопасностью, следить за состоянием техники, но профессия его изменится.

Сергей Морозов, депутат Госдумы РФ

Применение беспилотных машин не обойдется без правовых коллизий: эксперты уверены, что в обозримом будущем придется менять десятки нормативных актов, а возможно, и весь транспортный кодекс и часть уголовного вместе с гражданским. Впрочем, законодатели заверяют, что держат руку на пульсе.

В прошлом году, когда мы громко заговорили с вами об отставании от наших технологических теперь уже не партнеров, была разработана концепция. Мы работали над ней год. 20 мая она была подписана премьер-министром Мишустиным. В ней мы поставили важнейшую задачу — к 2030 году нивелировать это отставание в ключевых отраслях. Поэтому до 2030 года мы постепенно будем принимать законы в соответствии с технологическими разработками, прислушиваясь к бизнесу, производителям. Это не будет одномоментно, одним пакетом.

Денис Минкин, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»

Поэтому через восемь лет, вполне возможно, мы будем жить в совершенно другом государстве, где законодательство и беспилотные технологии идут в ногу со временем.

Теги: санкт-петербург горэлекротранс технологии ии
Лента новостей
Все новости