Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Блокадные трамваи вновь курсируют по Петербургу

15 апреля — памятная дата в истории блокадного Ленинграда. 83 года назад было возобновлено трамвайное движение. Подробности — в материале корреспондента ЛенТВ24 Вероники Ерзянкиной.

Два блокадных трамвая отправились в памятный рейс. 15 апреля 42-го года в Ленинграде возобновили движение этого вида транспорта. 83-ю годовщину события торжественно отметили в экспозиционно-выставочном комплексе Горэлектротранса на Васильевском острове.

Было необходимо внедрить многие технические новшества. Подготовить вагоны, подготовить тяговые подстанции, снабдить город достаточным количеством электричества. Это было сделано. Трамвай возобновил свою работу сначала как грузовой, потом как пассажирский.

Павел Ялышев, начальник группы экспозиционно-выставочных программ экспозиционно-выставочного комплекса СПб ГУП «Горэлектротранс»

Трамвай в 1941 году стал единственным общественным транспортом Ленинграда. В январе 42-го город окончательно стал пешим. Из-за отсутствия электричества 20 тяговых подстанций трамваев были отключены. Инженеры Ленэнерго проложили пять кабелей с электричеством по дну Ладоги. Слесарями и энергетиками стали сотрудницы трамвайно-троллейбусного управления. Им удалось восстановить 150 километров контактной сети. И, наконец, в апреле прозвучал первый звон трамвая. Его дала вагоновожатая Ефросинья Агапова.

О подвиге трамвайщиков напоминает мемориальная доска. К ней возложили цветы. Также в музее горэлектротранспорта открыли «Стену памяти». Фотографию Михаила Сороки, командира блокадного трамвая, сегодня пришла разместить его внучка. В годы войны дедушка первым отдал приказ о переоборудовании вагонов для нужд фронта.

Дедушка очень много рассказывал про то, как трудились люди. Он говорил: «Я не люблю высоких слов, но то, что сделали трамвайщики во время войны, иначе как подвигом не назовешь». У него была феноменальная память. Он рассказывал: вот здесь был обрыв сети, здесь был взорван дом, здесь были повреждены пути. Он рассказывал, как это чинили.

Виктория Медведева, внучка начальника трамвайно-троллейбусного управления Ленгорисполкома

В войну возобновило свою работу пять пассажирских маршрутов. На них одновременно вышли 317 вагонов. Два других маршрута возили солдат до линии фронта. В первые же дни после запуска движения трамваи перевезли больше миллиона человек. Линии были привязаны к госпиталям города и проложены таким образом, что попасть в любую точку можно было всего с одной пересадкой.

Каждый год мы повторяем это, каждый год у нас происходят какие-то новые затеи. Будем ли мы в следующем году выпускать так же трамвай или нет, я вам сейчас пока сказать не могу. Что-то придумаем, наверное, новое. Иногда у нас оркестры играют на борту трамваев. В этом году вот придумали звонить. Посмотрим. Но самое главное — память, а не форма этой памяти.

Денис Минкин, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»

Свой памятный рейс трамваи завершили у Нарвских ворот. Эта точка была последней в пассажирском маршруте осажденного города. Дальше действовала только подвозная трамвайная линия. После прорыва блокады от Нарвских ворот паровоз с двумя трамвайными вагонами перевозил рабочих к Кировскому заводу. «Бесстрашный» следовал только по правому пути, а обратно его толкал локомотив вагонами вперед.

Теги: блокадный трамвай санкт-петербург историческая память горэлектротранс блокада ленинграда
Лента новостей
Все новости