Без романтики: особенности визита Михаила Мишустина во Вьетнам
Официальный визит председателя правительства России во Вьетнам – это, конечно, абсолютно плановое мероприятие. Тут и канун важной даты: 75 лет дипломатическим отношениям между двумя странами. И – что тоже очень важно – сохранение ритма контактов между Москвой и Ханоем: визит Владимира Путина во Вьетнам – июнь 2024 года; через 2 месяца, в сентябре, официальный визит в Россию Председателя Национального собрания Вьетнама Чан Тхань Мана; еще через полтора месяца - премьер-министр СВР встречался с Путиным уже в Казани, на «полях» формата «аутрич/БРИКС плюс».
Ну, и вот теперь, спустя еще 2 месяца, - Мишустин с представительной делегацией в Ханое: все красиво.
Между тем, такая интенсивность контактов инициирована все-таки не Вьетнамом, а Москвой – и это нужно иметь в виду. Хотя и подтверждение ответной заинтересованности в сотрудничестве с Россией Социалистического Вьетнама – особенно во все более уплотняющихся для России обстоятельствах – дорогого стоит.
Тем не менее, тональность визита Михаила Мишустина во Вьетнам – предельно рациональная: без восторженности и пространных трогательных воспоминаний о совместной героической борьбе. И вряд ли только потому, что российская сторона была настроена исключительно на конкретику. Просто неловко было бы вспоминать, как когда-то вместе били американцев - у современного Вьетнама с США совсем уже другие отношения. Не стоит забывать, что в сентябре 2023 года в Ханой прилетал некто Байден и подписал там соглашение, о котором Белый дом потом написал так:
«Мы развиваем наше партнерство во всеобъемлющее стратегическое, высший уровень. И мы в восторге от этого».
Так или иначе, а визит главы российского правительства в Ханой состоялся, и вьетнамская сторона сделала все, чтобы встреча была радушной и уважительной: даже музыку великих русских композиторов в исполнении вьетнамского оркестра послушали.
Ключевой аспект состоявшихся переговоров – сотрудничество России и Вьетнама по мирному атому.
Только о нем в коммюнике сказано аккуратно:
«Будет продолжена совместная работа над проектом строительства Центра ядерной науки и технологий во Вьетнаме. Россия готова подключиться к созданию национальной атомной энергетики СРВ».
Акцент, как следует из текста, сделан на том, что «Россия готова». А вот насколько готов Вьетнам – тут еще надо будет посмотреть. Недаром именно об этом вьетнамский журналист спросил Сергея Лаврова на пресс-конференции, которую глава МИД давал как раз тогда, когда Михаил Мишустин работал во Вьетнаме:
«Вопрос: … М.В.Мишустин находится сейчас с официальным визитом в Ханое. Главное внимание уделено участию России в проекте строительства АЭС «Ниньтхуан-1». При положительном решении этого вопроса какие изменения произойдут в двусторонних отношениях между Россией и Вьетнамом?
С.В.Лавров: Главным изменением в двусторонних отношениях будет положительное решение вопроса об АЭС».
Ну, и, конечно, энергоносители: в некоторых СМИ этот аспект отслеживался отдельно: мол, Россия нашла, куда девать свои нефть и газ.
Тут стоит отметить, что в коммюнике про нефть и газ действительно говорится – но тоже очень-очень аккуратно:
«Россия готова поставлять Вьетнаму нефть и СПГ, расширяя энергетическое сотрудничество».
То есть опять – «Россия готова». Но сначала-то стороны «договорились изучить механизмы взаиморасчетов в международной торговле». А так-то да: энергоносители да по хорошей цене, да при наличии, как сказал глава Минэкономразвития Максим Решетников, отработанной схемы логистики, в том числе морскими путями с опорой на порты Дальнего Востока…
В общем, все бы хорошо, но вот санкции же – а это плохо. Что, справедливости ради, отдельно прописано в коммюнике:
«Страны высказались против международных санкций и внешнего вмешательства в дела третьих стран».
Только кого теперь этим удивишь – таким заявлением? Его уже и европейские деятели делали. Зато вот этот постулат, прописанный в новом российско-вьетнамском коммюнике, стоит отметить особо:
«Стороны подчеркнули универсальность и всеобъемлющий характер Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года, которая является правовой основой для деятельности на море и в океане, отметив необходимость сохранения ее целостности. Стороны будут координировать действия в интересах обеспечения безопасности, свободы судоходства и воздушного сообщения, а также беспрепятственной коммерческой деятельности».
Можно ожидать, что в том или ином виде, но именно эту позицию Москва теперь будет стремиться закреплять в заявлениях со всеми странами АСЕАН и не только.
Потому как обстановка требует.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции