"Студия 1": о влиянии социальных рейтингов на повседневную жизнь человека
Один из крупнейших агрегаторов таксомоторных услуг России начал оценивать рейтинг пассажиров. Система пятибалльная, и от оценки зависит, как предполагается, скорость подачи и уровень автомобиля. Нововведение заставило насторожиться участников программы «Студия 1».
Оценки теперь есть не только у водителей, но и пассажиров. Один из крупнейший агрегаторов такси ввел систему рейтинга для клиентов. Говорят, что делали это для взаимовоспитания, но на деле все не так прозрачно.
Они ставят водителя в полную зависимость от хотелок пассажира и способствуют нарушению правил дорожного движения. Сколько таких случаев, когда детское кресло - нет, мы не хотим. Мы поедем так. Мы всегда так возили. Или эй, гони быстро.
Владислав Калиничев, водитель такси
Владельцам премиальных аккаунтов водители и вовсе моментально минусуют. Из-за того, что стоимость их поездки намного ниже, чем у обычных пассажиров, а комиссия агрегатора одинаковая. То есть "плюс" для пассажира, это солидный "минус" из зарплаты водителя. Протестовать приходится исключительно рейтингом.
Все вот эти рейтинги, которые с одной стороны выставляем водителям или пассажирам, на мой взгляд, должны быть запрещены на уровне законодательном и на федеральном. И с этими обращениями мы писали и в Госдуму и депутатам.
Владислав Калиничев, водитель такси
Система оценок оказалась уже неравноправной, говорят водители. Так низкие рейтинги для таксиста могут привезти к его блокировке. А это, по сути, увольнение. А вот пассажира с плохими отзывами все равно довезут в пункт назначения, да, возможно, дороже. Но ведь он заплатит. Агрегаторы такси настаивают, инструмент должен помочь всем: и водителям, и пассажирам.
Система оценок позволяет ограничивать в поездках тех, кто ведет себя некорректно.
Наталья Рожкова, пресс-секретарь агрегатора такси
Часто после поездки искусственный интеллект просит водителей оставить отзыв о магазине, музее - о каждом заведении, где вы останавливались. Рейтинг становится мерилом качества услуг, но о его непредвзятости говорить преждевременно. Например, для магазино,в рейтинги товаров это вообще целая наука. Можно "топить" конкурентов с помощью фэйковых отзывов. Стоят они копейки по сравнению с выгодой, которую можно получить. Ведь, если выбираете телефон с 3,5 звездами или с 5, - что брать, очевидно.
О рейтинге водителей, пассажиров такси и насколько оценки других соответствуют действительности поговорили гости "Студии 1".
Гости программы: Мария Евневич, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства СПбГУ и Дарья Васильева, кандидат социологических наук, доцент кафедры культурной антропологии и этнической социологии СПбГУ.