15 января, 13:50

"Студия 1": о юморе и о том, как интернет-мемы влияют на интеллект человека

Интернет-мемы стали вызывать не только смех, но и научный интерес. Психолингвистическая работа по изучению забавных фраз и картинок стала победителем весьма престижного конкурса научных трудов.

Интеллект напрямую зависит от увлеченности интернет-мемами. В Петербругском государственном университете обнаружили связь.

Доцент кафедры общей психологии СПбГУ Ольга Щербакова изучает влияние смешных картинок с текстом на поведение, психику человека, и все это через призму интеллекта. Вердикт суровый — у молодежи интеллектуальный дефицит. Они воспринимают фразу из мемов плоско, не включая образность. Например, Фраза — "приползти на коленях" — испытуемые, а их было больше 300, объясняли ее буквально, а не совсем как в советских словарях, то есть, метафора, заложенная в это словосочетание "с раскаянием", "с извинениями" ими не читалась.

Но не стоит паниковать, считают ученые. Сейчас на планете живет несколько поколений людей, выросших в принципиально разных информационных условиях и поэтому используют они разные интеллектуальные практики. То, что для подростков "Мемчики в топчике", для поколения 35-40+ будут считаться не то, что не смешными, а просто непонятными.

Психологи считают, не надо мерить нынешнюю молодежь шаблонами из усоветских учебников психологии. Мир уже не будет прежним. Его скорость влечет за собой "меммышление".

Первыми образцами мемов в Рунете считаются "Превед, медвед", "Мистер Трололо" Эдуарда Хиля и "олбанский" язык. Когда-то они были взрывом, сейчас их понимают только "олды". Те самые 35+.

Попытки изучать современные мемы теперь все больше напоминают игры в догонялки. Раньше мем мог кочевать в интернете год, сейчас он моментально, иногда за сутки, теряет свою актуальность. И вот сейчас, за мем- Оскар — неофициальный, конечно. Претендуют тысячи смешных картинок из 2019. Мемом стала и эмоциональная речь эко-активистки Грета Тунберг. А турецкий повар Бурак Оздемир прославился благодаря приготовлению "гигантских" блюд, пока блогер Илья Варламов "воевал" с многоэтажками.

Во второй половине года соцсети захватил Джокер в исполнении Хоакина Феникса — он попадал под машину, танцевал, уменьшался в размерах, приходил на ток-шоу, шутил, смеялся голосами знаменитостей и смотрел в окно машины. Вскоре интернет покорил малыш Йода из "Мандалорца" — персонаж включал музыку, пил суп из чашки и просил своего "космического отца" выстрелить во врагов.

Мемы, мемчики, мемасики. Исследователи считают, что "мемасы", как единица культурной информации, помноженная на технологии, будут существовать всегда. Это уже не просто картинки. Они задают новые стандарты маркетинга, становятся политическим инструментом и даже меняют поведение людей.  Главное, чтобы нам было смешно, а не страшно.


О том, как влияют интернет-мемы на жизнь и интеллект человека, юморе и последних исследованиях в этой области поговорили гости "Студии 1".

Гости программы: Антон Вуйма, директор PR-агентства и Илья Быков, доцент СПбГУ, доктор политических наук.