Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

«Мир, который через секунду исчезнет»: петербургский фотограф Александр Петросян об искусстве пойманного момента

Фотограф, который теряет зрение, рассказал о своем способе передачи мира внутреннего и внешнего.

Петербургский фотограф Александр Петросян известен своими работами далеко за пределами культурной столицы. Его снимки в жанрах видового репортажа и уличной фотографии публикуются в журналах Newsweek, National Geographic, Le Monde, GEO. Несколько месяцев назад стало известно, что после осмотра офтальмолога Александру вынесли безнадежный приговор — фотограф теряет зрение.

20 лет назад он пережил операцию по пересадке роговицы и все эти годы был членом Всероссийского общества слепых. "К сожалению, пересаженные, как выяснилось, имеют меньший ресурс, чем собственные, и по словам доктора, это еще очень приличный результат, что удалось продержаться так долго. Но увы, теперь когда дело близится к финишу, пошел обратный отсчет", — пишет Александр Петросян.

Фото: Сергей Богомолов

Несмотря на серьезные проблемы со зрением, фотограф продолжает заниматься любимым делом. Более того, он намерен "выжать до последнего все из оставшегося времени". В эксклюзивном интервью ЛенТВ24 Александр Петросян рассказал об искусстве пойманного момента, связи города и его жителей, о самых впечатляющих сюжетах в своей практике и реакции зрителя на честные фотографии.

Петербург и его обитатели

Моя главная тема — город и люди. Потому что город влияет на людей, люди испытывают какие-то ощущения от города. И это две ипостаси, которые так или иначе воздействуют друг на друга. Это самое интересное, что есть в нашем мире. Почему я стал снимать это? Потому что это самое очевидное. Вышел на улицу — и тебя окружают и люди, и город.

Текущая ситуация вносит какой-то отпечаток. Но, с другой стороны, от нас зависит, на чем акцентировать свое внимание и что подмечать. На какую частоту ты настроен — то и будет на твоих снимках.

"Можно я вас сфотографирую?"

С одной стороны, поскольку мы живем в эпоху фотографического бума, то фотоаппарат и телефон есть у всех. Человек с камерой воспринимается абсолютно естественно. С другой стороны, все больше людей знают, что их персональные данные каким-то образом должны быть защищены. Это приводит к тому, что некоторые не любят фотографироваться. Но если человек не хочет быть сфотографирован — он всегда может так или иначе показать, что не хочет. И никаких проблем не будет.

Мне кажется, у фотографов, как и у врачей, должен быть главный лозунг: не навреди. То есть, если ты своими фотографиями не хочешь сделать ничего плохого, а просто рассказать о жизни этих людей другим людям — здесь нет никаких сложностей.

Ощущение волшебства

Ощущение некоторого волшебства, чуда — сопричастности к какому-то таинству, которое ты можешь совершить сам. Это, может быть, звучит как-то банально или высоким штилем, но ощущение чуда действительно было. И оно настолько сильное, что его удается поддерживать до сих пор. Если бы не оно, то за такое количество съемок выгорание привело бы к тому, что стало бы не интересно снимать. Но поскольку ты каждый раз находишь такие вещи, которые тебя удивляют как в детстве, — это не становится менее интересным.

У тебя есть некоторая машинка, которая позволяет делать чудеса. Мир, который через секунду исчезнет, может навсегда остаться. Ты можешь с помощью этого кусочка, ограниченного рамкой, показать и свой мир, и тот, снаружи. И человек, который смотрит на фото, может это почувствовать. Волшебный способ передачи всего, что в нас есть.

Передать то, что внутри, и почувствовать отклик

С тех пор, как я завел аккаунт @petrosphotos, 5 лет назад, — это был большой опыт общения с людьми, которые так или иначе реагируют на снимки. Случалось и недовольство, и наоборот — люди были в восторге, что их сфотографировали, и просили поснимать еще. Кладезь вариантов реагирования на твои фотографии.

В моем случае фотографии создаются не только для того, чтобы любоваться ими самому. А для того, чтобы передать что-то, что тебя волнует изнутри, и почувствовать отклик. Это разновидность общения.

Меня очень радует, что у каждого человека, даже у неискушенного, всегда есть интуитивно богатый датчик внутри. Что-то такое, что позволяет отличать настоящее, сделанное искренне и от души, от того, что сделано в расчете на "пипл хавает".

Фотография, оставившая отпечаток в памяти

Если говорить об одном из самых впечатляющих сюжетов — это тот самый знаменитый снимок ветерана, который идет по Невскому. Больше 10 лет назад снимал День Победы. Это было очень волнительное ощущение — ветеран отстал от своих однополчан, шел один, плакал, ему дарили цветы, шарики. И я чувствовал, что у меня слезы наворачиваются, когда я смотрел в видоискатель. Хотя я не особо сентиментальный человек, но это я помню до сих пор.

И снимок этот стал достаточно знаменитым. Мы искали этого человека долгие годы — были подключены огромные ресурсы и в Интернете, и на телевидении. В итоге удалось выйти на девушку, которая сказала, что она его внучка. И что он давно ушел, дескать, надо было раньше интересоваться. Вот такой невеселый конец. Но тем не менее снимок остался — и он как образ.

Самое ценное — когда случается что-то неожиданное

Я принципиально не готовлюсь к съемке в плане осмысления, как снимать сюжет. Предпочитаю импровизацию. Как правило, она получается намного интереснее, чем все шаблоны, которые я придумываю заранее. Самые интересные съемки получаются, если вдруг случилось что-то, чего мы не ожидали.

В мире каждую секунду происходит невероятное количество потрясающих сюжетов. Самое ценное — когда случается что-то неожиданное. Без этого нет того самого удивительного чувства.

Фото: http://aleksandrpetrosyan.com/

Теги:
Лента новостей
Все новости