В память о подвиге ленинградцев в рейс отправился ретропоезд
800 тонн сливочного масла - таким был подарок с большой земли для умирающего с голода Ленинграда. Ценный груз доставили 7 февраля 1943 года прямо на Финляндский вокзал.
77 лет назад в эти дни инженеры и рабочие начали прокладку спасительной ветки от станции Поляны до Шлиссельбурга. В путешествие по "железной" Дороге Жизни отправился Александр Громов.
Извергая густые облака дыма, наш паровоз готовится отправиться в рейс, это локомотив 1929 года выпуска, именно такие и перевозили тысячи тонн грузов в осажденный Ленинград.
Эта работа, говорят машинисты, требует большой выносливости, чтобы паровоз шел с нужной скоростью, в топку нужно постоянно подкидывать уголь. После пары лопат действительно становится жарко. Впрочем, на ходу, шутят железнодорожники, кабина превращается в большой кондиционер.
Это тепло на стоянке, когда на ходу здесь повсюду бушуют сквозняки, поэтому относительно тепло.
Вадим Гуков, машинист паровоза
Окутывая округу клубами дыма, наш поезд отъезжает от перрона. Постоянные рывки — особенность паровозной тяги.
Путь из Петрокрепости в Петербург — это часть большой железной дороги жизни, именно на Финляндский вокзал 7 февраля 1943 года пришел первый состав с долгожданным, калорийным сливочным маслом, взамен из голодающего города на большую землю отправили боеприпасы.
Не такой известный, как Дорога Жизни — местами этот путь был куда более опасным. Все кто выезжал в Ленинград или обратно - попадали в смертельный тир.
"Дорога Победы" она строилась и эксплуатировалась в непосредственной зоне обстрела противником, то есть в зоне пяти километров прямой досягаемости артиллерии, в прямой видимости, поэтому и работа по строительству и эксплуатации этой железной дороги это был подлинный героизм, люди сознательно понимали, что выходят на работу под прямым прицелом фашистов.
Ирина Паршакова, начальник отдела по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек
Тридцать три километра рельсов рабочие, многие из которых были обычные женщины из Ленинграда, в лютые морозы проложили всего за 17 дней.
Менее, чем через полтора часа наш паровоз прибыл на станцию Петрокрепость.
На месте, откуда спасительные составы начинали финальный рывок в блокадный город открылся музей.
Вот в точно таких же землянках жили инженеры, которые всего за 5 дней умудрились спроектировать целую железную дорогу, а после запуска поездов здесь ютились рабочие, которые восстанавливали полотно после сильнейших бомбежек.
Шпалы, рельсошпальная решетка укладывалась в том числе на лед, дело шло к весне и к концу февраля очень часто лед начинал подтаивать, и по воспоминаниям машинистов паровоз буквально переваливался с боку на бок и поэтому машинисты называли его "старая калоша".
Ирина Паршакова, начальник отдела по сохранению исторического наследия Октябрьского центра научно-технической информации и библиотек
И несмотря на это, уверяют историки, за все время войны на переправе не случилось ни одного серьезного крушения. Наоборот, почти за год работы "Дорога Победы" спасла сотни тысяч жизней по обе стороны блокадного кольца.